Наталья Анатольевна
Физкультурное развлечение «Удмуртские народные игры» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурное развлечение
«Удмуртские народные игры»
Автор: инструктор по физической культуре Дерновая Наталья Анатольевна
Тема: «Удмуртские народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с Удмуртскими народными играми.
Задачи:
Публикация «Физкультурное развлечение „Удмуртские народные игры“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2021
Образовательные:
Формировать представление детей об удмуртских народных играх.
Развивающие :
Способствовать развитию интереса к удмуртским народным играм, развивать внимание, слух, ловкость, быстроту, координацию движений.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, поощрять желание заботиться о тех, кому нужна помощь.
Материал и оборудование: аудио записи песен удмуртского народа; песня для физкультурной разминки «Делайте зарядку»; лапоть; косынка и колокольчик, хвост, обручи, лепестки цветов, стулья.
Ход развлечения:
Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы собрались такой большой и дружной компанией, чтобы поговорить об удмуртском крае, его традициях, героях и народных играх.
Ведущий 2: то же самое на удмуртском языке
Ведущий 1:
Край наш удмуртский,
Родные просторы-
Лес, перелесок, холмы и поля…
Как хорошо твои ясные зори,
Как ты прекрасна, родная земля!
Ведущий 2:(на удмуртском языке) Ребята, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по родному краю! Согласны?
Ведущий 1:
Ребята, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по родному краю! Согласны?
Ведущий 2:(на удмуртском языке) Сегодня мы станем первооткрывателями этого интереснейшего события, отправимся в путешествие и узнаем много интересного о своем крае, увидимся с удивительными героями, познакомимся с народными играми.
Ведущий 1:
Сегодня мы станем первооткрывателями этого интереснейшего события, отправимся в путешествие и узнаем много интересного о своем крае, увидимся с удивительными героями, познакомимся с народными играми.
Но, прежде, чем отправиться в такое длинное путешествие, я думаю, что нам необходимо сделать разминку. Согласны?
РАЗМИНКА «Делайте зарядку»
Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Только я дорогу не знаю. Как же нам быть?
Ведущий 2:(на удмуртском языке) А я предлагаю позвать в помощники сказочного удмуртского героя Лопшо-педуня.
Ведущий 1:
Моя помощница предлагает позвать в помощники сказочного удмуртского героя Лопшо-педуня. Думаю, что точно знает, куда нам необходимо отправится в первую очередь.
Давайте мы пригласим сказочного гостя. Вместе скажем: «Гость, гость, появись! Нам, ребятам, покажись!» (3 раза)
Под музыку входит Лопшо-Педунь.
Лопшо-педунь: зечбуресь, гажано пиналъёс (здравствуйте, дети). Узнали ли вы меня? Я Лопшо-педунь – герой удмуртских сказок. Для чего вы сегодня здесь собрались? Значит, я все правильно сделал, что пришел к вам. Я знаю все о нашем крае и с удовольствием проведу вас по его прекрасным местам. А поможет мне в этом символ Удмуртии. Это самый любимый цветок удмуртов. Символ любви, печали, верности, надежды. Знаете, как он называется?
Дети хором: Италмас!
Лопшо-педунь: Молодцы! Вот в первую очередь мы отправимся за этим цветком. Но путь этот очень опасный. Он проходит через болото. А вы умеете, переправляться через болото?
Ведущий 1: Лопшо-педунь, наши дети очень умные и смелые. Они умеют проходить болото с помощью волшебных кочек (обручей). Докажем это, ребята?
ЭСТАФЕТА 1 «Переправа»
Лопшо-педунь: Молодцы! А я в вас нисколько не сомневался!
Звучит музыка, входит удмуртская подружка Бабы Яги.
Обыда:
С перчиком, с приправами, с колдовскими травами…
Передать вам не могу, как я деточек люблю!
Охи, ахи, напущу я страхи!
Разбегайся, детвора, приближается Обыда!
Ведущая 1: Обыда, ты кто такая и откуда к нам явилась?
Обыда:
Я удмуртская подружка Бабы Яги, зовут меня Обыда.
Живу я в Удмуртской Республике, Граховском районе, деревне Котловка, а рядом течет река Яга.
Ведущая: Обыда, не в твоих ли владениях произрастает Золотой цветок Италмас, символ удмуртского народа?
Обыда: А вам, зачем цветок этот?
Лопшо-педунь: Понимаешь, Обыда, я обещал ребятам помочь попутешествовать по нашему родному удмуртскому краю. А без этого символа у нас ничего не получится.
Обыда: Я помогу вам его найти при условии, что вы и меня возьмете в это путешествие.
Ведущая 1: Возьмем, ребята, удмуртскую подружку Бабы Яги – Обыду с собой?
Обыда: Но вот какая беда, ребята, приключилась. Засушливое лето нынче выдалось, воды было мало. Высох Италмас, а листочки его ветром раздуло…Можно бы его собрать, да оживить.
У меня есть подсказки, которые укажут, где искать лепестки цветка. На каждом лепестке мы найдем описание игры, если мы сыграем в игру, не нарушив правила, получим следующую подсказку. Так и соберем весь цветок. Вы готовы?
Дети: Готовы.
Обыда: Подсказка № 1. Где-то я видела подсказку, сейчас вспомню. Точно она же у меня в пестере. Достаёт лапоть из сумки. Как вы думаете, что это?
А вы знаете игру с лаптем? Как она называется? А что обозначает «небыльток»? А кто из вас знает правила этой игры?
Ребёнок рассказывает правила игры.
Обыда: Посмотрим, кто у нас растяпа? Не забывайте, играем, соблюдая правила.
Удмуртская игра «Небыльток» (растяпа).
Дети встают в круг, водящий в середине круга, с верёвкой на которую привязан лапоть, водящий крутит верёвку по кругу, а дети перепрыгивают. Кто не успел прыгнуть, того называют - растяпой (небыльток). Игра повторяется 3-4 раза.
В конце игры заглядываем в лапоть, там первый лепесток с подсказкой №2.
На лепестке написано: 1,2,3,4,5 начинаем мы играть. 1,2,3 – начинаешь ты!
Мальчик: это считалка к игре «Догонялки»,
Удмуртская народная игра «Догонялки».
Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:
«1,2,3,4,5 начинаем мы играть. 1,2,3 – начинаешь ты!». Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово «тябык». Пойманный выходит из игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
Обыда незаметно во время игры вешает на спину Лопшо-Педуня лепесток с подсказкой № 3.
Лопшо-педунь: О, а я знаю эту интересную игру! Называется она «Быж», то есть хвост. Приглашаю вас в нее поиграть!
Игра «быж»
Дети встают паровозиком. Начало паровозика - это голова, конец – это хвост. Под веселую музыку голова старается поймать хвост. Задача: сохранить хвост. Встаем все друг за другом и держимся за плечи. Один ребёнок, будет у нас голова лошади. За ним все повернулись, а последний ребёнок в колонне будет хвостом. Первый будет ловить хвост, а последний не поддаваться, не давать схватить хвост. Держим все за плечи друг друга, крепко не отцепляемся. Игра проводится под подвижную удмуртскую мелодию. Повторяется 2-3 раза.
Обыда:Подсказка № 4. Какой красивый хвост у лошади, ой, а что это тут? (в хвосте лепесток с подсказкой).
Ведущий 1:
На лепестке подсказка. Бегаете вы быстро, а хорошо ли вы слышите? Лепесток нам предлагает поиграть в игру, как вы думаете в какую?
Обыда: Удмуртская подвижная народная игра «Гырлыеншудон» (игра с колокольчиком)
Водящему (вначале для ознакомления с игрой водящего выбираем взрослого) завязываются платочком глаза, а детям в руки даются колокольчики. Дети с колокольчиками бегает по залу, звеня в колокольчик, а водящий должен их запятнать.
Игра проводится 3-4 раза.
Обыда:Подсказка № 5. В игру сыграли, а подсказки нет. Давайте поищем в зале, может и найдём. Неспроста стоят здесь стульчики. На обратной стороне стульчика приклеен лепесток. На нём подсказка.
ЭСТАФЕТА «Собери цветок»
Лопшо-педунь: Хорошо же вы играли! Свою ловкость показали!
Обыда: А какие красивые цветы у вас получились. Настоящие символы нашего края – родной Удмуртии!
Ведущий 1:
Удмуртия моя родная –
Край родников, полей и рек.
Тебя в веках мы прославляем,
Живи еще сто тысяч лет.
Вот и подошло к концу наше путешествие по родному краю. С помощью наших сказочных гостей мы с вами прогулялись по Удмуртии, вспомнили и выучили новые удмуртские народные игры. Вам понравилось наше путешествие?
Лопшо-педунь: спасибо, ребята, что вы пригласили меня! Мне было очень приятно с вами познакомиться и поиграть в наши народные игры! Мы с Обыдой хотим вам подарить книгу об Удмуртии. Пусть она будет вам полезна, интересна и познавательна! До свидания! Зечь луэ!