Татьяна Сапрыкина
Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшей группы «Наше здоровье в наших руках»
Введение.
Вид проекта : физкультурно-оздоровительный
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.
Реализация проекта : краткосрочный (октябрь месяц).
Участники проекта : дети старшей группы №1, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
Актуальность проекта.
По определению Всемирной организации здравоохранения:
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшей группы „Наше здоровье в наших руках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а непросто отсутствие болезней или физических дефектов.
Всем известно и понятно, что здоровым быть приятно. Только надо знать, как здоровым стать!
А как стать здоровым? А надо соблюдать режим дня, правильно питаться, делать по утрам зарядку, вести подвижный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаляться, больше находиться на свежем воздухе, искоренять вредные привычки. И, возможно, многие это знают, но не все выполняют.
Анализируя деятельность детей нашей группы и результаты анкетирования родителей по данной теме, мы пришли к выводу, что во многих семьях не соблюдается режим дня (дети поздно ложатся спать, поздно просыпаются, опаздывают на зарядку в детском саду и не делают ее дома, не гуляют после посещения детского сада, никто из родителей не занимается спортом, из 21 воспитанника только один посещает спортивную секцию, пять – музыкальную школу.
Дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т. д.) Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение.
Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе, современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов.
Одна из основных задач, стоящих перед нами, педагогами, – воспитание здорового человека.
" Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. А. Сухомлинский.
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Но только при тесной поддержке родителей мы сможем достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Цель проекта : Тесное сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников в вопросах охраны жизни и укрепления здоровья детей старшей группы.
Задачи проекта :
Оздоровительная
1. Укреплять физическое здоровье воспитанников;
2. Формировать представления о своем теле, питании, режиме дня;
3. Удовлетворять потребности детей в движении.
Образовательная
1. Создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
2. Формировать умения проявлять находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
3. Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
4. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Воспитательная
1. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
3. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
4. Повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
Подготовительный
Определение проблемного поля. Разработка проекта по направлению “ здоровье”. Планирование работы с детьми, родителями и узкими специалистами.
Практический
I этап – «Движение с радостью»;
II этап – Питание. Режим;
III этап – Закаливание. Первая помощь;
IV этап – Взаимодействие с родителями.
Аналитический
Анализ деятельности.
Обобщение и систематизация опыта.
Ожидаемые результаты.
Для детей :
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня физической готовности;
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
4. Сформированность гигиенической культуры;
5. Улучшение соматических показателей здоровья;
6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1. Обогащение детско-родительских взаимоотношений;
2. Оказание семьям конкретной практической помощи в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
Для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня ;
2. Внедрение оздоровительных технологий по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Моральное удовлетворение.
Ресурсное обеспечение.
1. Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал “Спортландия”.
3. Физкультурная площадка на территории ДОО.
4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
5 Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений, родительских собраний).
6. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.
Формы реализации.
• Занятия по познавательной деятельности;
• Беседы с детьми и родителями;
• Игровая деятельность;
• Выполнение работ по изобразительной деятельности;
• Организация тематических центров по проекту;
• Оформление фотогазеты «Правила здоровья».
Список литературных и интернет источников
1. Богарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста - М. : 2004.
2. Доронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М. : Просвещение, 2005. — 190 с.
3. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. –М. ;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.
4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М. : 2008.
5. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А. В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.
6. Петрущенко Н. А. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –. — № 9. –С. 35.
7. Маханева М. Д. «С физкультурой дружить - здоровым быть», Москва 2009
8. Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников Источник: https://festival.1september.ru/articles/582167./.
Помните: Здоровье потерять легко, а восстановить – невозможно.
План реализации проекта.
Анкетирование («Какое место занимает физкультура в вашей семье?»)
Постановка проблемы.
Выдвижение гипотез – путей решения. Планирование деятельности, выбор форм продукта.
Рисование эмблемы (спортивный мяч).
Темы: «Я и мое тело», «Я и мое здоровье», «Гигиена», «Режим дня», «Питание», «Физкультура и спорт», «Здоровьесберегающие технологии».
Методы и приемы:
Рассматривание плаката «Строение тела человека».
Рассматривание книг из серии «Тело человека».
Беседы: «Наше здоровье в наших руках»; «Беседа о профилактике сутулой спины, упражнения для сохранения правильной осанки»; «Лекарства - друзья и лекарства – враги»; «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Телевизор, компьютер и здоровье»; «Первая помощь» (знакомство с оказанием первой медицинской помощи, точечным массажем) – решение проблемных ситуаций. Игры: Игра «Найди на ощупь названную часть тела»; Игра «Часть и целое» (целое - лицо человека (в кругу, а части – лепестки (ухо, глаз, нос, рот, выкладывают в виде цветка; Дидактические игры: «С какого дерева упало»; «Вершки и корешки»; «Овощи и фрукты»; «Узнай на вкус»; «Пирамида здоровья»; Игра – ТРИЗ «Хорошо – плохо». Игры – эстафеты: Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков); Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек); Игра – эстафета «Овощи и фрукты» (одна команда собирает только овощи, другая – только фрукты);
Подвижные игры: «Сова», «Море волнуется», «Гуси - гуси…», «У медведя во бору…», «Мяч по кругу» :
Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Какие правила здоровья ты знаешь?»
Конкурс на самый аккуратный стол.
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин»,
«Супермаркет»,
«Поликлиника».
Оздоровительные минутки :
«Мальчики – веселые пальчики»,
«В путь пойдем мы спозаранку».
Чтение художественной литературы:
Загадывание загадок о частях тела, об овощах и фруктах;
Придумывание загадок с использованием синквейна;
Чтение стихотворений Э. Мошковской " Дедушка и мальчик", Юлиан Тувим «Овощи»; К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит».
Презентации: «Любимое блюдо моей семьи»;
«Где живут витамины?»; «Мы – за здоровье!»
ООД: Художественно – эстетическое развитие: рисование «Дети делают зарядку»; лепка из соленого теста на тему: «Где живут витамины?»; аппликация «Ваза с фруктами».
Экскурсии по экологической тропе детского сада.
Здоровьесберегающие технологии : ходьба по змейке с пробками, по дорожке со следками, по массажному коврику, по мешочкам с песком; массаж: «Черепаха», «Борщачок»; самомассаж пальцев рук, самомассаж с использованием «Су – Джок» мячей, точечный массаж;
дыхательная гимнастика: «Надуй шарик», «Создай волны», «Подуй на листик»…;
зрительная гимнастика: «Овощи», «Летела птичка»…;
пальчиковая гимнастика: «Пальчики уснули», «Гном», «Мы делили апельсин»…;
Игровые технологии: игры с песком: с обычным, цветным, кинетическим; игры с водой: с использованием коктейльных трубочек, пипеток, камушек, ракушек;
Игры с прищепками, шнуровкой, пуговицами;
Игры с крупами.
Тема «Работа с родителями»
Консультации:
«Двигательная активность дошкольника», «Формируем интерес к физической культуре», «Здоровый образ жизни в детском саду и дома».
Рекомендации: «Точечный самомассаж», «Пальчиковая гимнастика».
Спортивное развлечение «Родители и я – спортивная семья».
Семинар - практикум «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Фотогазета «Правила здоровья».