Ольга Винс
Физкультурно-оздоровительный проект «Азбука здоровья»
▼ Скачать
Физкультурно-оздоровительный проект на тему : «Азбука здоровья»
Автор проекта : воспитатель Винс Ольга Александровна
Участники:
- дети старшей группы №8, родители и воспитатели группы.
Цель проекта :
Организация условий по созданию здоровьесберегающей среды в группе.
Задачи:
Публикация «Физкультурно-оздоровительный проект „Азбука здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- воспитывать физически развитого жизнерадостного ребенка путем форми-рования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;
- систематизировать мероприятия по организации двигательной активности детей;
- внедрять и практически реализовывать современные технологии оздоров-ления;
- формировать интегрированные связи между двигательной, интеллектуаль-ной, коммуникативной способностями;
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни, развивать интерес к физической культуре и спорту;
- снижать процент детской заболеваемости, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Механизм реализации проекта :
- Определение социального запроса на реализацию деятельности по сохра-нению и укреплению здоровья воспитанников.
- Разработка содержания и форм работы по здоровьесбережению в группе.
- Диагностика результативности работы, мониторинг качества образователь-ных и консультационных услуг.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Интеграция с другими образовательными областями:
художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность.
Сроки и этапы реализации проекта :
Подготовительный этап (август 2014 по сентябрь 2015 года)
Основной этап (сентябрь 2014 по май 2015 года)
Обобщающий этап (май 2015 года)
Подведение итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей, итоги мониторинга. Использование наработанного материала в образо-вательном процессе.
Основной этап (сентябрь 2014 по май 2015 года)
Подробно хочу представить вашему вниманию второй - основной этап.
В своей работе использую следующие формы и методы работы по здо-ровьесбережению с детьми и родителями:
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия
- Физкультминутки
- Коррегирующая гимнастика
- Ходьба босиком
- Музыкально-творческие игры
- Минуты тишины
- Коммуникативные танцы
- Подвижные игры
- Гимнастика для глаз
- Самомассаж и массаж
- Дыхательная гимнастика
- Игровой стретчинг – растяжка
- Музыкотерапия
- Сказкотерапия
- Улыбкотерапия
В нашей группе день традиционно начинается с утренней гимнастики. Один раз в месяц проводим физкультурные досуги, праздники. Ежедневно во время занятий проводим физкультминутки. На прогулке с детьми играем в подвижные игры, проводим физические упраж-нения, индивидуальную работу, спортивные игры, перед уходом в группу оз-доровительный бег.
После дневного сна проводим игровую оздоровительную и корриги-рующую гимнастику. Методическое пособие «Комплексы упражнений после дневного сна» (автор Ю. Ф. Змановский).
После проведения непосредственно образовательной деятельности для поддержания зрения проводим релаксацию – гимнастику для глаз.
Гимнастику для глаз используем из методического пособия «Упражнения на укрепление глазных мышц». Автор Э. С. Аветисова. Как нам известно, зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Поэтому я стремлюсь сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться.
Для поддержания интереса детей использую гимнастики с предметами, яр-кими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на паль-чик. Н-р, поищем матрёшек глазами на полках. Где матрёшка в зелёном са-рафане? В синем? А где находится в красном?
Используем такие «Волшебные» игры для глаз, как:
«Метелки».
Вы метелки,
Усталость сметите.
Глазки нам
Хорошо освежите.
«Письмо носом».
Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе.
Упражнение уменьшает напряжение,
даёт возможность для вибрации глаз.
«Далеко - близко».
Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе.
«Рыбка».
Рыбка плавала, ныряла,
Рыбка хвостиком виляла.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Рыбка, рыбка, не ленись!
По волнам, по волнам,
Тут и там, тут и там.
Вот она какая, рыбка золотая.
После дневного сна используем самомассаж и массаж.
Используем самомассаж и массаж из методики Э. С. Аветисова.
Самомассаж необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Влияет на фор-мирование у детей хорошего настроения.
Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают прово-дить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. В своей работе используем самомассаж точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, детей очень привлекает использование деталей конструктора, ка-рандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и изба-виться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью оздоровительной работы. На занятиях по обучению грамоте и развитию речи перед звуковым анализом слов, перед звукопроизношением проводим дыхательную гимна-стику.
Используем дыхательную гимнастику по методике Стрельниковой - это методика дыхательных упражнений. Для дыхательных уп-ражнений используем воображаемые предметы (н-р, предлагаю детям поню-хать цветок, попыхтеть, как паровоз, так же использую раздаточный матери-ал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.).
Так же во время НОД я использую – психогимнастику, как часть НОД или в качестве физкультминутки. Психогимнастика- это специальные упражне-ния, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы ребёнка. Между телом, психикой человека и его соз-нанием существует тесная связь. Учитывая это, я использую физические уп-ражнения не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, силы воли, у детей развиваются навыки конкуренции, пластика, координация движений. Н-р, Упражнение «На берегу».
Предлагаю детям представить себя на берегу моря с прозрачной, ласковой водой.
- Ложитесь на ковер на спину, расслабьтесь, представьте, что вы на берегу моря.
Включается аудиозапись морских волн.
- Легкий ветерок треплет ваши волосы
- Представьте, что вокруг вас тёплый, ласковый песок. Протяните руки и пропустите песок сквозь пальцы, пересыпьте его из руки в руку, разгребите в песке ямку и закопайте её вновь.
- Теперь сядьте и запрокиньте голову назад, подставьте лицо солнышку, оно так ярко светит, что вы начинаете щуриться от яркого света.
Дети встают и имитируют броски камешков в воду, прыжки через волну, убегают от волны.
- Погрузите стопу в песок, пошевелите пальцами ног, почувствуйте песок. Какой он? Давайте походим на носках по песку.
Потом задаю вопросы:
- Расскажите, какие волны трогают ваши ножки, какой на ощупь камешек. Что вы можете увидеть под волной? (Ракушки, водоросли, медуз и т. п.)
Во второй половине дня в группе проводим минуты шалости.
Минуты шалости - это игры для поднятия настроения. «Минута шалости» (психологическая разгрузка).
Я даю детям возможность самим выбирать вид деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д, другими словами дети могут почувствовать себя хозяевами в группе. В группе пространство уже освоено детьми, поэтому я планирую в дальнейшем минутки шалости использовать в спортивном зале, во вторую половину дня, по пятницам. Самостоятельное перемещение в зале будет способствовать снятию зажатости, нерешительности, скованности, бу-дет способствовать развитию уверенности в своих силах. Наиболее эффек-тивным методом развития эмоций у детей является игровая терапия.
Я по сигналу (удар в бубен или музыкальное сопровождение) предлагаю де-тям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает…. Повтор-ный сигнал через 1-2 минуты объявляет конец шалостям.
Так для улучшения детского настроения использую в минутах шалости ком-муникативные танцы и игры.
На образовательной деятельности по физкультуре используем игровой стрет-чинг – растяжка, она способствуют предотвращению нарушений осанки, ока-зывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Комплекс упражнений для занятия стретчингом беру из методического пособия «АЗБУКА ТЕЛЕСНОСТИ» ( Автор: Т. А. Волкова.). Стретчинг– комплекс упражнений, основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения дос-тупны всем. Растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Стрет-чинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоцио-нальное, психическое напряжение.
После прогулки, непосредственно перед дневным сном, а так же во время проведения НОД с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью используем музыкотерапию. В качестве физкультминуток используем тан-цевальные композиции. Так же подвижные игры проводим с музыкальным сопровождением. Н-Р, игра «Горелки»
Водящему плотно завязываем глаза. Дети поют: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». Игроки разбе-гаются, замирают на месте и звенят в колокольчики, а водящий с завязанными глазами ищет их.
После проведения НОД используем сказкотерапию.
Сказкотерапия (по методике Алмазова Б.)– это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказкотерапия – использу-ется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку либо я рас-сказываю, либо небольшой группой рассказываем, либо устраивают театра-лизованное представление сами дети. Через сказку мы узнаём о таких пере-живаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются об-суждать их со взрослыми.
Утром и в конце дня для поддержания хорошего настроения использую улыбкотерапию. Дети становятся в круг, я бросаю мяч одному из детей и говорю ласковое, доброе слово, он улыбается в ответ и бросает другому ре-бёнку.
Предполагаемый результат нашего проекта. Мы планируем:
- разработать рекомендации и консультации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей;
- разработать цикл занятий по теме: «Азбука здоровья»;
- составлено перспективное планирование по здоровьесбережению;
- улучшить показатели здоровья детей.
- улучшить материально-техническую базу нестандартного физкультурного оборудования;
- составить картотеку подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных игр.