Иванашкина Тамара Алексеевна
Физкультурно-оздоровительная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-оздоровительная гимнастика.
Сентябрь
Задачи Продолжить учить расправлять плечи при ходьбе, не опускать голову; касаться пятками ягодиц при беге с захлестыванием. Выгибать спину вверх, стоя на коленях. Стоя у стены, касаться ее головой, плечам и ягодицами и пятками. Подбрасывать мяч вверх и ловить его, захватывая руками.
Движения круговой разминки Ходьба на носках, на пятках. Ходьба с движением рук от плеч в стороны. Прыжки с продвижением вперед: на двух ногах, шаг вперед – шаг назад. Приставной шаг влево-вправо.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная гимнастика» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Ритмическая гимнастика Комплекс № 1
Упражнения статического характера (акробатика) «Змея», «Качалка, вытянувшись», «Горка», «Ласточка с колен».
Действия с предметами Работа с мячом: бросок вверх и ловля с поворотом, с хлопками. Отбивание правой и левой рукой.
Самомассаж Самомассаж ушных раковин.
Подвижные игры «Чай-чай выручай», «Паук и мухи», «Стройные елочки».
Октябрь
Задачи Продолжать учить сохранять осанку при различных видах ходьбы. Удерживать равновесие на одной ноге с наклоном туловища вперед. Выполнять вис на гимнастической стенке, крепко держась руками, прогибая туловище назад. Прокатывать обруч по прямой одной рукой. Крутить обруч вокруг себя, выполняя вращательные движения туловищем, бедрами.
Движения круговой разминки Ходьба с поворотом туловища влево-вправо. Бег с захлестыванием, касаясь пятками ягодиц. Ходьба на носках (руки сцеплены назад за головой). Прыжки с продвижением вперед (ноги врозь-вместе). Боковой галоп.
Ритмическая гимнастика Комплекс № 2
Упражнения статического характера (акробатика) Полушпагат. Ласточка. Птичка на ветке (на гимнастической стенке).
Действия с предметами Работа с обручем. Упражнения «колесо» (прокатывание обруча на дальность). «Белка» (пролезание в обруч). Вращение обруча на линии пояса.
Самомассаж Самомассаж ног от бедра до голени.
Подвижные игры «Не оставайся на полу», «Ловишка с приседаниями», «Танцуй, замри»
Ноябрь
Задачи Продолжать учить сочетать движения рук от плеча в стороны и вверх с ритмичной ходьбой под музыку. Учить прогибать туловище вперед при выполнении мостика, выпрямляя руки. Вращать скакалку вперед-назад, перепрыгивать через нее двумя ногами. Продолжить учить сохранять осанку при ходьбе.
Движения круговой разминки Ходьба на внешней стороне стопы, на носках. Ходьба с движением рук вверх. Прыжки со сменой ног, на одной ноге с продвижением вперед.
Ритмическая гимнастика Комплекс № 3 (с гантелями)
Упражнения статического характера (акробатика) «Мостик» (из положения лежа). «Кольцо». «Корзиночка».
Действия с предметами Работа со скалкой: упражнение «Летающая бабочка» (прыжки через скакалку) на двух ногах. Вращение сложенной скакалки низко над полом с быстрым перешагиванием.
Самомассаж Самомассаж ступней и пальцев ног
Подвижные игры «Перехватчики». «Совушка». «Стройные елочки»
Декабрь, январь
Задачи Продолжать учить ходить под ритмичную музыку, оттягивая носок ноги и сохраняя осанку; ритмично поворачивать туловище при ходьбе, выпрямлять руки при выполнения движения «ножницы». Отбивать мяч о стену на уровне своего роста и ловить его кистями рук после удара об пол, о стену после хлопка.
Движения круговой разминки Ходьба перекатом с пятки на носок. Ходьба с движением рук «ножницы» (горизонтально, вертикально, с поворотом туловища влево-вправо (руки на поясе, семенящим шагом, на носках с положением рук «в замок». Ходьба с опорой на руки и ноги «паучок».
Ритмическая гимнастика Комплекс № 4
Упражнения статического характера (акробатика) Уголок на гимнастической стенке. Шпагат. «Верблюд». Стойка на голове. «Качалочка» : из положения «корзиночки». Мостик и положения стоя.
Действия с предметами Работа с мячом у стены «Бам-бом» : отбивание от груди двумя руками и ловля мяча.
«Волна» : отбивание снизу двумя руками и ловля после удара об пол.
«Тик-так» : добавить к движению «Волна» хлопок руками.
Самомассаж Самомассаж лица «Бодрость за минуту»
Подвижные игры «Волк во рву». «Сделай фигуру». «Мышеловка». «Цепочка».
Февраль
Задачи Продолжить учить сочетать движения рук, ног, туловища с ритмичной музыкой. Выполнять ритмичные вращательные движения туловищем при вращении обруча, прогибать спину при выполнении мостика.
Движения круговой разминки Ходьба с движением рук в замки от груди вперед. Ходьба на носках, на пятках с положением рук в стороны за спиной, вверх Ходьба перекрестным шагом «веревочка».
Ритмическая гимнастика Комплекс «Кошечка».
Упражнения статического характера (акробатика) «Стрела на гимнастической стенке».Стойка на руках с переворотом на мостик.
Действия с предметами Работа с обручем: «Юла» (вращение обруча вокруг своей оси). Вращение обруча в руках, перепрыгивая через него, как через скакалку.
Самомассаж Самомассаж ног (бедра, голени)
Подвижные игры «Акулы и рыбки», «Медведи и пчелы», «Хитрый мяч».
Март
Задачи Продолжать учить сохранять осанку при различных видах ходьбы; выполнять поскоки с ноги на ногу с продвижением вперед; вращательные движения длинной скакалкой и прыжки через нее на месте. Способствовать развитию ловкости.
Движения круговой разминки Ходьба в положении полуприседа. Ходьба с разведением ступней наружу. Поскоки с ноги на ногу. Бег с сменой направления. Ходьба с опорой на руки и ноги «Крабик». Ходьба с притопами.
Ритмическая гимнастика Комплекс со скакалкой.
Упражнения статического характера (акробатика) «Дуга», «Струна» на гимнастической стенке.
Действия с предметами Работа с длинной скакалкой: прыжки на месте через длинную скакалку, вращение длинной скакалки с воспитателем в паре.
Самомассаж Игра «Я - массажист» (массаж спины друг другу).
Подвижные игры «Возьми платочек», «Зайцы в огороде», «Колокол».
Апрель
Задачи Продолжать учит прогибать спину при выполнении мостика и удерживать равновесие на выпрямленных руках. Способствовать развитию ловкости и выносливости через подвижные игры.
Движения круговой разминки Ходьба сдвижением рук от плеч в стороны, вверх на 4 счета. Ходьба на ягодицах вперед и назад. Бег с высоким подниманием колена. Поскоки с ноги на ногу с движением рук от плеч в стороны.
Ритмическая гимнастика Комплекс с большими мячами.
Упражнения статического характера (акробатика) Мостик с поднятием вверх согнутой в колене ноги. Шпагат.
Действия с предметами Работа с малым мячом: бросок вверх и ловля с хлопком, с хлопком по ногам, с приседом. Отбивание ловля мяча от стены.
Самомассаж Самомассаж головы, ушных раковин.
Подвижные игры «Хитрая лиса», «Третий лишний», «Охотники и утки».
Май
Задачи Продолжать учить ловить мяч руками сбоку при различных видах бросков. Развивать меткость при сбивании кеглей мячами и др. предметами. Способствовать развитию творческой двигательной активности детей на основе накопленных умений.
Движения круговой разминки Бег спиной вперед, змейкой. Ходьба в положении приседа. Ходьба с хлопками над головой прямыми руками, с хлопками по бедрам двумя руками. Боковой галоп с переменным движением рук от груди вперед.
Ритмическая гимнастика Комплекс № 2. Внесение детьми движений по желанию.
Упражнения статического характера (акробатика) Повторение использованных элементов по желанию детей.
Действия с предметами Работа с мячом в парах. Ведение мяча в движении. Сбивание кеглей, прокатывая гимнастические палки, мячи. Набрасывание на кегли колец.
Самомассаж Повторение знакомых по желанию детей.
Подвижные игры «Ловля бабочек», «Волк во рву».
Проанализировав режим пребывания ребенка в санатории и специфику физкультурно-оздоровительной гимнастики, я решила, что наиболее удобным временем для ее проведения будет время после дневного сна.
Во-первых, дети, отдохнувшие после сна, полны сил и желания двигаться. Во-вторых, дальнейшая их деятельность не требует от детей обязательного снижения двигательной активности. В-третьих, во второй половине дня я могу не ограничивать время гимнастики строгими временными рамками. Ведь при правильной организации занятий вполне возможно поддерживать у детей интерес к двигательной деятельности в течение более длительного времени и без ущерба для детского организма, а наоборот, извлекая из этого огромную пользу для здоровья.
Физкультурно-оздоровительную гимнастику я планирую и провожу с учетом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого использую частую смену движений с различной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и умственного напряжения, с беседами познавательного характера, различным массажем и т. д. Все это позволяет сохранять у детей длительный интерес к двигательной активности.
Вариантов для построения таких занятий может быть много. Но правила должны быть неизменны:
- начинать гимнастику с разогревания организма, заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса;
- большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
- учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его состояние на данном этапе;
- предусматривать активную роль взрослого для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.
Гимнастику решила построить следующим образом.
Первую часть гимнастики, цель которой разогреть организм, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную активность, я решила проводить в виде ритмической гимнастики, так как считаю, что \это идеальный вариант для решения вышеуказанных задач.
Вначале непременно круговая разминка (под ритмичную музыку, которая включает в себя:
- бодрую энергичную ходьбу с разнообразными движениями рук, ног, туловища; с различным положением туловища (на четвереньках, на коленях, на ягодицах и. т. д.)
- бег медленный быстрый, с захлестыванием голеней, с высоким подниманием колена и т. д.
- различные прыжки, поскоки
- упражнения на дыхание.
Далее упражнения аэробического характера под ритмичную музыку, стоя на месте. Начинаем мы, как правило, в невысоком, среднем темпе, немного расслабляясь после круговой разминки.
Это могут быть упражнения для мышц шеи, плеч, рук, элементы дыхательной гимнастики.
Затем идет разучивание и исполнение более сложных ритмических движений для разных групп мышц (рук, ног, туловища) в различных вариантах с непременным чередованием, а также чередуя различные исходные положения (стоя, сидя, лежа на животе, лежа на спине, стоя на коленях).
Показ движения я произвожу без музыкального сопровождения под счет. Разучивание и повторение движений детьми вначале так же происходит под счет, затем под музыку, а далее, если это целесообразно, темп выполнения движений можно увеличить.
Технику выполнения движения мы осваиваем тоже постепенно. Вначале, например, осваиваем движение рук, затем – движение ног, и только когда движения рук и ног будут усвоены, их можно соединять в одно. Все это происходит в течение нескольких занятий с обязательным индивидуальным подходом. Иногда во время занятий, чаще – в свободное время.
Для развития двигательной активности детей в этой части занятия я предлагаю детям придумать и показать свои движения и подумать о сочетании их с соответствующей музыкой. Сначала дети, конечно, теряются, и очень немногие из них делают первые несмелые попытки и показывают, как правило, движения из опыта нашей работы, но после нескольких занятий желание и творческая активность детей заметно возрастает, и охотно показывают пусть знакомые движения, но с внесенными в них самостоятельными изменениями. А к середине года дети способны самостоятельно придумать новые движения и охотно их показывают.
Поддерживая интерес к занятиям и, повышая их сложность, я ввожу в ритмическую гимнастику упражнения с предметами. Это могут быть мячи, скакалки, гантели (игрушечные). Соответственно темп выполнения таких упражнений может быть немного снижен.
Эта часть занятий является самой ударной долей во всей физкультурно-оздоровительной гимнастике, с максимальной нагрузкой и моторной плотностью.
Организм великолепно разогревается, и при этом дети не чувствуют усталости, утомляемости. Благодаря задорной ритмичной музыке мне легко удается создать у детей положительный эмоциональный настрой. Задача первой части занятия выполнена – организм разогрет.
Теперь непременное условие – дать организму немного расслабиться, восстановиться. И вновь – дыхательная гимнастика. Ее я вижу уместным использовать после каждой подвижной, активной части.
Следующей частью нашей оздоровительной гимнастики являются упражнения статического характера в режиме расслабление-напряжение.
Такие упражнения снимают утомление, формируют хороший мышечный корсет за счет фазы напряжения, способствуют увеличению мышечной силы, выносливости, развитию хорошей координации. Способствуют улучшению кровообращения и предотвращению сердечно - сосудистых заболеваний, оказывают регулирующее внимание на гладкую мускулатуру всех внутренних органов. Служат гимнастикой нервных центров вегетативной нервной системы. Формируют мышечный тонус, способность концентрироваться, умение ждать, тормозить, быть выдержанным, последовательным и настойчивым в достижении поставленной цели.
Целесообразность использования таких упражнений в этой части гимнастики, по-моему, налицо: организм разогрет (мышцы эластичны, что исключает возможность различных повреждений, растяжек) и нуждается в расслаблении и восстановлении. Конечно же, использование таких упражнений подразумевает постепенное, хорошо продуманное их усложнение.
Эта часть занятия спокойная, размеренная, открывает больше возможностей для индивидуального подхода к детям. Здесь я имею возможность и время для того, чтобы подойти к каждому ребенку, проконтролировать, помочь, вызвать желание выполнить движение еще раз. Все упражнения я стараюсь максимально приблизить к соответствующим игровым образам, персонажам, помогаю детям воплощаться в игровой образ, что позволяет добиться максимального результата выполнения упражнения. Например, я даю задание не просто поднять голову и верхнюю часть туловища, лежа на животе, а прошу изобразить змею, которая поднимает голову, изгибается, сердится и шипит; или не просто оттянуть носки ног, а заточить карандашики (если они сломались).
Эта часть проводится без музыкального сопровождения, но к середине года и позднее на занятиях, где мы повторяем и закрепляем несколько уже хорошо знакомых движений, поз, я использую спокойную медленную музыку, а движения группирую в единую музыкальную композицию.
Если ритмическая музыка действует на детей зажигательно, то здесь, наоборот, медленная музыка создает лирическое настроение, ее красота и загадочность побуждает детей выполнять движения красиво, а значит постараться изо всех сил. Музыка позволяет детям вжиться в представляемые образы (змеи, березки и т. д.).
После этой части, когда организм детей восстановлен или частично восстановлен, для дальнейшего интереса к двигательной активности и создания у них положительного эмоционального фона я предлагаю им поиграть в подвижные игры. Игры дети, как правило, выбирают сами из хорошо знакомых и любимых.
Я слежу лишь за чередованием игр с различной нагрузкой и различными видами двигательной деятельности (прыжки, бег, подлезание, перепрыгивание, метание).
Например, если в начале мы играем в игру «Не оставайся на полу», «Ловишка цепочкой», «Перехватчики» (эти игры с бегом наиболее любимы детьми, то второй может быть игра, требующая чуть меньшей нагрузки на организм. Здесь мы берем такие игры как «Волк во рву», «Лягушки и цапля» (с прыжками, «Ловишка с приседаниями» и другие.
На прогулке детям были предложены в свободное пользование (можно на выбор) обручи, скакалки, мячи разного размера.
Таким образом, дети получили возможность выбора движений с различными предметами и возможность восполнить все свои пробелы в овладении основными и другими движениями, с которыми они не имеют возможности справиться на утренних кратковременных занятиях. Здесь они могут значительно больше времени уделить, например вращению обруча, прыжкам через скакалку, различным способам отбивания, подбрасывания и ловли мяча, метанию малого мяча в цель и т. д.
Огромная возможность открывается у детей для проявления творческой двигательной деятельности. Дети имеют возможность самостоятельно придумать различные движения с предметами, попробовать их выполнить. И конечно же испытать при этом большое удовольствие, чувство удовлетворения, а значит заложить еще один крепкий кирпичик в формирование своего характера.
В дальнейшем я даю и общие коллективные задания для выполнения каких-либо движений с целью подведения итогов, предлагаю детям самим оценить, кто каких результатов добился, сравнить результаты своей работы с результатами работы товарищей, поделиться своими достижениями, успехами. Например, мы все вместе одновременно вращаем обруч на линии пояса, определяем, кто справляется с этим лучше, а значит, крутит дольше. Выявляем самых умелых ребят. Но оказывается, что за это время некоторые дети научились вращать обруч на шее, на руке. Здесь выявляются другие умельцы, чем побуждают остальных детей попытаться овладеть такими способами вращения обруча. Таких примеров много. Дети умеют зажигать друг друга своей неуемной энергией и фантазией.
Заключительной частью наших продолжительных насыщенных занятий служит самая спокойная и приятная часть, в которую я включаю либо массаж, либо мышечную релаксацию лежа на спине, с использованием медленной успокаивающей музыки.
О том, как и какой массаж я использую в работе с детьми сказано выше.
Мышечную релаксацию я провожу следующим образом:
Дети удобно устраиваются на ковриках, лежа на спине, и закрывают глаза. Я предлагаю им послушать приятную музыку и расслабиться. При этом я спокойным завораживающим голосом произношу текст, помогающий детям отключиться от действительности, расслабиться и почувствовать приятную тяжесть во всем теле, а значит полностью расслабить мышцы своего тела.
Например, я предлагаю детям: представьте, пожалуйста, что вы лежите на берегу красавицы реки, на мягкой зеленой траве. Светит яркое солнышко, дует легкий прохладный ветер….слышен плеск волн… Солнышко касается своим теплом ваших ног, ноги становятся легкими, вы не можете ими пошевелить…Солнышко касается ваших рук… Вы чувствуете приятное расслабление во всем теле…., вы засыпаете, засыпаете…
В конце сеанса дети должны расслабиться до состояния легкого сна. Немного молчания и музыки…., затем я предлагаю им медленно открыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и ощутить после хорошего отдыха прилив новых сил и бодрость всего организма.
4. Если ребенок в дошкольном возрасте полюбит движения, то он не только обретет здоровье, но и через всю жизнь пронесет потребность в движениях.
Наблюдая за своими воспитанниками, я замечаю, как с каждым днем возрастает их интерес к физическим упражнениям. Они готовы осваивать все новые и новые движения, непременно добиться желаемого результата. Дети выносят свое желание заниматься физическими упражнениями за пределы занятий. В свободной деятельности в утреннее, вечернее время, во время прогулок дети почти ежедневно самостоятельно организуют различные подвижные игры, соревнования, которые нередко придумывают сами. А меня просят быть судьей или помочь отстающей команде, заменить недостающего игрока. Мы очень тщательно и бурно обсуждаем правила и систему судейства, дети охотно придумывают свои правила оценок и судейства.
Очень часто дети просят помочь им организовать игру в футбол. Это самая любимая и доступная нам игра. Дети готовы играть в нее бесконечно. Меня не перестает удивлять их запас энергии. Мне стоит немалых усилий остановить их на перерыв. И здесь нам опять помогают дыхательные упражнения и игры.
Ни одна наша прогулка не обходится без какого-либо спортивного инвентаря. Дети непременно выносят на улицу по желанию скакалки, мячи, обручи, кегли с шариками или гимнастическими палками. В летнее время обязательными атрибутами у нас являются велосипеды, с которыми дети также придумывают различные игры и соревнования. Зимой – санки, лыжи, игры со снежками, возведение крепости и, конечно же, продолжительные игры с ней (захват, защита и т. д.).
Очень любят организовывать соревнования в меткости: кто быстрее попадет в кеглю (флажок и т. д.); кто больше собьет предметов; кто дальше отойдет и собьет больше предметов.