Елена Соколец
Физкультурно-оздоровительная система в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это фундамент здоровой личности. Приобщать к спорту детей нужно с самого раннего детства, с рождения приучать детей к здоровому образу жизни.
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка им не всегда удается грамотно решать эту задачу, тем более что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ оказывает существенную помощь семье в вопросах воспитания ребенка. Одним из путей решения задачи сохранения здоровья детей можно считать использование физкультурных, спортивно-массовых и других мероприятий, включающих в себя здоровье - сберегающие технологии (ЛФК, дыхательную гимнастику и др.). Таким образом, спортивно – оздоровительная система – это группа структурных компонентов, находящихся в сложных взаимодополняющих и взаимодействующих отношениях, составляющих здоровьесберегающую деятельность ДОУ.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная система в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Сохранение и укрепление здоровья детей
По данным отечественных и зарубежных исследований, здоровье человека на 50-55% зависит от его образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Из всего перечисленного только образ жизни человека целиком зависит от него самого, на остальное он почти не может повлиять.
Важно прислушиваться к детям, чаще обращать внимание на их состояние, перемены настроения, советоваться со специалистами, периодически обследовать даже вполне здоровых детей. Полезно обращаться к литературе (специальной и публицистической, участвовать в тематических обсуждениях.
Роль работника ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностное отношение к нему. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Совершенствование процесса физического воспитания, развития и обучения
Постоянное движение, развитие и совершенствование методов, форм, путей, принципов использования здоровьесберегающих технологий ведет не только к повышению уровня физической подготовленности детей, но и к сохранению и укреплению их здоровья. Разнообразие предметно-окружающей среды, обновление материально-технической базы способствует возникновению интереса к физкультуре и спорту, улучшению эмоционального восприятия, познавательной деятельности, а следовательно – скорейшему усвоению нового материала. В центре данной работы должны находиться семья, сотрудники детского сада, врачи и все, кто заинтересован в здоровье подрастающего поколения. Только совместные усилия приведут к положительному результату.
К сожалению, наша ментальность игнорирует бесценность человеческой жизни. Поэтому сверхзадача состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, своё здоровье, свою жизнь надо уметь беречь, сохранять и защищать.
Подготовка спортивного резерва
При ознакомлении с различными видами спорта, физическими упражнениями и движениями, подвижными и народными играми дети начинают чувствовать потребность в них и ЗОЖ благодаря не только приобретению двигательного навыка, но и осмыслению необходимости этим заниматься. Практическим знаниям, умениям и навыкам дети обучаются одновременно с получением необходимых теоретических знаний (зачем, для чего; почему так, а не иначе и т. д.). В результате ребенок просит родителей отвести его в спортивную секцию или кружок.
Средства физического воспитания в оздоровительном направлении
*Массаж (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание). Способствует расширению капилляров кожи, ускорению циркуляции крови и лимфы, усилению функций потовых и сальных желез; оказывает влияние на обменные процессы; улучшает подвижность связочного аппарата, побуждает к активности.
*Закаливание (водные процедуры, обтирание, обливание). Повышает защитные силы организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов; благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему (купание, качественный состав крови (солнечные ванны, обмен веществ, противостояния различным заболеваниям.
*Плавание. Укрепляет мышцы сердца, улучшает кровообращение в сосудах рук и ног, совершенствует дыхательный аппарат и улучшает газообмен, устраняет нарушения осанки и сутулость, увеличивает рост.
*Физические упражнения общего назначения. Способствуют формированию осанки (предотвращению дефектов, приобретению стойких структурных основ, рациональному навыку фиксации основной позы прямостоянию, укреплению мышц, отвечающих за правильное положение позвоночника и стопы); развитию органов дыхания (укреплению диафрагмы, основной дыхательной мышцы, межреберных мышц, мышц брюшного пресса, усилению легочной вентиляции для насыщения крови кислородом); развитию и укреплению ОДА.
* Физические упражнения для развития двигательных способностей. Предупреждает и устраняет излишнюю мышечную напряженность; способствуют поддержанию равновесия в динамических позах, концентрации внимания для преодоления координационных трудностей, совершенствованию функций вестибулярного аппарата (координационные); интенсивно развивают способности к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (скоростные); укрепляют все мышцы группы ОДА (силовые); соразмерно повышают функциональные возможности, лимитирующие способность противостоять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности (выносливость).