Вадим Харитонов
Физическое воспитание в коррекционных ОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Разработка: Харитонов В. В. инструктор по физической культуре МБДОУ № б «Орлёнок»
г. Тейково
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Физическое воспитание в коррекционных ОУ» размещена в разделах
Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития детей с нарушением зрения. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Трудности зрительно-двигательной ориентировки могут приводить к гиподинамии, что отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей с нарушение зрения и общее функциональное состояние здоровья.
Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных коррекционных задач, определяющих процесс преодоления недостатков физического развития и осуществление взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой :
достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия, ориентировки в пространстве, координации движений и др. ;
коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональны возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;
преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями (скованности, малоподвижности, боязни пространства и др.);
активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой.
Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.
В раздел общеразвивающих упражнений введены специальные задания на развитие мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки.
Определение физической нагрузки и нормативов, показаний противопоказаний к использованию отдельных видов упражнений и движений должно строиться на основе рекомендаций врачей: окулиста, ортопеда, психоневролога, педиатра - и общего психического развития ребенка.
Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает задачи развития зрительно-двигательных навыков в коррекционных условиях и с опорой на поли сенсорные взаимосвязи, речь, мышление (т. е. компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения). На общеразвивающие занятия физкультурой дети включаются по предписанию врача педиатра и врача ЛФК.
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И РЕЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Цель:
1. Формировать у детей потребность в ежедневной активной двигательной деятельности.
2. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
З. Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп, умения и навыки в спортивны играх и упражнениях, совершенствовать технику их выполнения.
4. Совершенствовать ходьбу, бег, лазание, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость в достижении положительных результатов, организованность, самостоятельность.
2. Развивать потребность самостоятельно организовывать подвижные игры.
3. Учить справедливо и честно оценивать в игре свое поведение и поведение сверстников, проявлять дружескую взаимопомощь.
Для достижения цели решения поставленных задач рекомендуется в режим дня включать виды физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Виды занятий физическими упражнениями Характер Место в режиме
1. Утренняя гимнастика. Обязательно Ежедневно
2. Гимнастика после дневного сна. Обязательно Ежедневно
З. Закаливающие мероприятия. Обязательно Ежедневно
4. Физические занятия. Обязательно Ежедневно
5. Тренировочные занятия. Обязательно 2 раза в неделю
6. Подвижные игры на прогулке.
7. Самостоятельная двигательная активность.
8. Физкультурно- спортивные праздники. 3 раза в год
9. Дни здоровья. 4 раза в год
10. Сдача нормативов. 2 раза в год
11. Гимнастика. дополнительно 3 раза в год
ВИДЫ ХОДЬБЫ
1. Обычная ходьба.
2. Ходьба на носках.
З. Ходьба на пятках.
4. Ходьба на наружных сторонах стоп.
5. Ходьба с высоким подниманием колена.
6. Ходьба перекатом с пятки на носок.
7. Ходьба приставным шагом в правую и левую сторону.
8. Ходьба с выполнением различных заданий воспитателя, ориентировкой на звуковые и зрительные сигналы.
Упражнения для пропедевтики:
1. Ходьба приставным шагом в правую и левую стороны по размеченным дорожкам.
2. Ходьба перекатом с пятки на носок по заранее размеченным стопам.
З. Ходьба на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.
ВИДЫ БЕГА
1. Обычный бег.
2. Бег на носках.
3. Бег с высоким подниманием колена.
4. Бег мелким и широким шагом.
5. Бег в колонне по одному.
6. Бег змейкой между расставленными в одну линию предметами.
7. Бег врассыпную.
8. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 мин.
9. Бег в среднем темпе на 80-100 метров в чередовании с ходьбой.
10. Челночный бег.
Упражнение для пропедевтики:
1. Бег на месте с высоким подниманием колена, касаясь коленом веревки.
2. Бег мелким и широким шагом по размеченным линиям.
ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ
1. Ползание на четвереньках вперед.
2. Ползание на четвереньках змейкой между предметами.
3. Ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечье и колени, на животе, подтягиваясь руками.
4. Перелезание через несколько предметов подряд.
5. Пролезание в обруч разными способами.
6. Лазание по гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.
7. Перелезание с одного пролета на другой.
Упражнение для пропедевтики:
1. Ползание на четвереньках к неподвижному предмету, сосредотачивая на нем взор.
2. Ползание за движущимся предметом.
3. Лазание по наклонной гимнастической лестнице одноименным и разноименным способами.
ПРЫЖКИ
1. Прыжки на двух ногах на месте.
2. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
З. Прыжки на правой и левой ноге (на месте и с продвижением вперед).
4. Подскоки на месте.
5. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
6. Прыжки через предметы.
7. Прыжки на мягкое покрытие.
8. Прыжки с высоты 25-30 см в заранее обозначенное место.
9. Прыжки в длину с места.
10. Прыжки в длину с разбега.
11. Прыжки в высоту с разбега.
12. Прыжки через скакалку.
Упражнение для пропедевтики:
1. Прыжки на двух ногах по размеченной дорожке.
2. Прыжки через предметы боком.
БРОСАНИЕ, ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ
1. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками.
2. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой.
З. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками с хлопками.
4. Перебрасывание мяча из одной руки в другую.
5. Перебрасывание мяча друг другу из разных исходных положений (стоя, сидя).
6. Перебрасывание мяча различными способами (снизу, из-за головы, от груди, отскоком от земли).
Упражнение для пропедевтики:
1. Перекладывание мяча из одной руки в другую с открытыми и закрытыми глазами.
2. Прокатывание мяча по ограниченному пространству.
ЭЛЕМЕНТЫ ГИМНАСТИКИ
Равновесие на одной ноге «ласточка» : из исходного положения основная стойка, постепенно приподнимая прямую левую ногу назад, верх, наклониться вперед, придавая телу горизонтальное положение, руки развести в стороны. Удержать равновесие на правой ноге.
Стойка на лопатках «березка» : из седа, сгибая ноги и перекатываясь на спину, подняться в стойку на лопатках с согнутыми ногами, локти согнуты рук поставить на пол, кисти ближе к лопаткам, удерживать тело в вертикальном положении, разгибая ноги, сохранить это положение.
Перекат назад согнувшись: из седа перекат назад на лопатки до упора носками ног в пол за головой.
Перекат вперед и назад прогнувшись: из упора лежа на животе прогнувшись, согнуть руки и перекатиться вперед прогнувшись, поднять ноги в положение, близкое к стойке на груди, перекатом назад вернуться в исходное положение.
Равновесие на одной ноге «пистолетик» : из исходного положения основная стойка одну ногу поднять вперед до прямого угла, руки в стороны, на другую присесть, сохраняя равновесие.
Упражнение на гибкость «мостик» : из положения лежа на спине, с согнутыми ногами, опираясь руками на пол у плеч, прогнуться в мостик, разгибая руки и ноги.
Кольцо в упоре лежа: из положения лежа выпрямить руки, приподнять туловище, оставаясь лежать на животе, ноги поднять вверх и, сгибая их в коленях, пытаться носками дотянуться до головы.
Наклоны вперед «складной ножик» : из положения сидя, ноги вместе наклониться вперед, стараясь грудью коснуться бедер без сгибания ног.
Кувырок вперед: из положения упор присев, руки на ширине плеч на расстоянии шага от ног, толчком ног выполнить кувырок вперед, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук до полного завершения кувырка.
К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
лазать по гимнастической лестнице (высотой 2,5 м) с изменением угла наклона до вертикального; прыгать в обозначенное место с высоты 25-30 см; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см); прыгать в длину с места не менее (70-75см, с разбега (не менее 80-90см, в высоту с разбега (не менее 25-ЗОсм); прыгать через короткую и длинную скакалку;
метать предметы правой и левой рукой на расстояние 4-8 м, в вертикальную и горизонтальную цели с расстояния 2-3 м, бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч одной рукой на месте не менее 5-8 раз каждой рукой, в ходьбе на расстояние 5 м. ;
сохранять устойчивое положение тела при выполнении упражнения на ограниченной площади опоры;
перестраиваться в колонну по три, четыре, равняться, размыкаться в колонне, шеренге, выполнять повороты направо, налево, кругом.