Екатерина Павловна Карасу
Физическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Аутистам и алаликам в дополнение к нарушениям речи часто свойственна некоторая физическая "деревянность" и неловкость.
До определённого возраста физическое развитие в большинстве случаев проходит без вопросов.
Почему возникают трудности с физическим развитием?
Проблемы с имитацией
При занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. Что для алаликов, что для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия - большая проблема.
Отсутствие мотивации
Публикация «Физическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Особые дети часто не понимают зачем им напрягаться и делать что-то, что может быть сложным или дискомфортным для них. Для них недостаточно мотивации обычных детей "быть как взрослые".
Почему физическое развитие и спорт так важны для мозга?
Потому, что сложные моторные движения заставляют работать нейроны, улучшают кровоснабжение и насыщают мозг кислородом. Но, кроме этого, физические нагрузки заставляют мозг расти.
Подавляющее большинство нейронов закладываются ещё до рождения. Но некоторые части мозга сохраняют возможность производить новые нейроны, создавая больше связей и заменяя повреждённые. Реализуется это через нейротрофины - особые вещества, которые стимулируют и контролируют рост нервных клеток.
Одним из самых активных нейротрофинов является нейротрофический фактор мозга - это белок, который вырабатывается в организме под действием гена BDNF. Нейротрофический фактор мозга очень важен, так как под его действием растут нейроны в коре головного мозга и гиппокампе, которые ответственны за обучение, память и обработку сенсорной информации.
Учёные проводили эксперименты с выключением работы гена BDNF на мышах. Для мышей это закончилось плохо - они страдали от дефектов развития ЦНС, нарушения координации и обострённой сенсорной чувствительности. Некоторые мыши погибали от пороков сразу после рождения.
Считается, что гены - это что-то постоянное, что-то, на что нельзя повлиять. Но это не так. Многие гены увеличивают или уменьшают свою активность под действием факторов внешней среды. И ген BDNF как раз такой ген - физические нагрузки увеличивают его синтез в 3 раза, что запускает процесс роста нейронов и прямо влияет на нейропластичность - то самое восстановление связей между нервными клетками, за которым мы, родители особых детей, так гонимся.
Кроме роста мозга, систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию.
Детей с нарушениями развития нередко сопровождает вторичное СДВГ. Исследования показывают, что СДВГ вызывается дисфункцией обмена дофамина и норадреналина в мозге. Так вот, эти вещества можно восполнить только двумя способами: фармакологическими препаратами и спортом. Причем если фармакология только искусственно поддерживает нужный уровень вещества, то систематические занятия спортом фактически лечат СДВГ - они учат организм правильной выработке и обмену.
Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.
Занятия, направленные на развитие физической активности ребенка с РАС, должны строиться из следующих упражнений:
1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.
Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т. д.)
Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела – начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:
- медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
- описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
- проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
- начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
- одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
- сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
- помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, за который ребенок будет держаться и выполнять все необходимые движения.
Как мотивировать ребёнка делать упражнения и чем можно заниматься?
Отсутствие имитации и мотивации самая большая проблема. Показываешь что-то ребёнку, а ему всё равно. Он даже не смотрит. Но не стоит опускать руки!
По крайней мере вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно многое из них выжать.
Игровой туннель.
Равнодушных к тоннелям малышей мало. Особые дети не исключение - они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
Ходьба по массажным коврикам.
Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. Как? На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.
Ходьба по скамье или массажным кочкам.
Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве).
Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска - по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребёнку надо шагать туда-сюда.
Ходьба на руках.
Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
Мы обходились без подсказок, но если ребёнок не понимает, чего от него хотят, то можно сделать наклейки в форме рук на пол.
Если жалко портить пол наклейками, то к фигуркам рук можно с изнанки прицепить липучки и использовать их на ворсистом ковре - липучки, цепляясь к ковру, будут удерживать "руки" на месте.
Внимание: не делайте это упражнение, если у ребёнка повышенное артериальное давление и проблемы с сосудами глаз и мозга.
Батут
Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.
Внимание: для детей с какими-либо проблемами в области шейных позвонков батут противопоказан.
Кегли
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений - то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает то же самое, что и кегли - ловкость, точность движений, глазомер.
В магазинах есть раскладывающиеся стойки с корзинами. Если у вас дома совсем мало места или нет денег, можно организовать подобную игру, просто закидывая мяч в обычное ведро.
Шведская стенка
Эффективная и всем известная классика ЛФК. Если есть возможность, обязательно поставьте дома и у вас фактически получится мини-площадка.
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).
Бассейн с шариками
Ещё одно замечательное приспособление, от которого не откажется ни один ребёнок. Казалось бы, что особенного в бассейне с шариками? Но они прекрасно снимают напряжение и тревогу, а ещё улучшают координацию. Шарики норовят ускользнуть и малышу приходится постоянно работать, ища удобное положение, чтобы сделать какое-то движение.
Для гиперактивных малышей с проблемами по части сенсорики лучше выбирать спокойные цвета шаров, чтобы не перегружать нервную систему - от чрезмерной стимуляции цветом ребёнок может стать более капризным и начать хуже спать.
Всё вышеописанное - фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них, конечно, не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу.
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:
- начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
- постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др. ;
- облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии “старт” и “финиш”, а также “зону отдыха”;
- формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: “Проползи рядом со мной”, “Пробеги по линии”;
- показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
- сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
- формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
- не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
- формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
- двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
- поощрять даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.
Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.
Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:
- сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
- выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично, обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
- использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например “зону для выполнения упражнений”, “зону для игр”, “зону для отдыха” и др. ;
- давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
- создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: “Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит”;
- исправлять неправильные движения ребенка;
- радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.
В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:
- предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
- соблюдать правило “от взрослого к ребенку” : взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
- соблюдать правило “от простого к сложному” : начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений, таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
- соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
- соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
- обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе, среднего (сидя, верхнего (стоя);
- соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок.
В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».
Комплекс занятий для детей с РАС
Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:
- перекатывание мяча к себе – от себя;
- ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.
Укрепление мышц ног и развитие их координации :
- ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;
-катание на велосипеде/ велотренажере;
- прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
- прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;
- прыжки на батуте.
Развитие чувства равновесия :
- стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
- ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
Развитие навыков лазания и перелезания:
- лазание по лестнице;
- перелезание через скамью.
Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде. Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.
Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.
Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.