Светлана Тверскова
Физическое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вот уже на протяжении 59 лет наш детский сад занимается воспитанием и обучением детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
За эти годы сменилось не мало дошкольных образовательных программ, требований к воспитательно-образовательному процессу, но неизменной остается задача физического воспитания детей дошкольного возраста. А с введением Федеральных государственных требований самостоятельной образовательной областью выделилась область «Здоровье».
Публикация «Физическое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка, наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.
Давайте вспомним известную фразу древнего философа: «Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».
Дети в отличие от взрослых испытывают органическую потребность в движении ( как поется в песенке: «А у меня в ногах вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…»). И чем младше ребенок, тем труднее ему эту потребность подавить, так как всякая органическая потребность нуждается в удовлетворении. Стоит задуматься, а не лишаем ли мы малыша важного фактора здоровья и формирования личности, когда постоянно одергиваем его: «Не вертись! Посиди спокойно! Не бегай! Не прыгай…» Ведь нам никогда не приходит в голову лишить ребенка еды или сна. Так почему же мы ограничиваем его движения?
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в нем дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрена образовательная деятельность - «Физическая культура», которую следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступностью и целесообразностью упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
ФГОС как раз предусматривает все принципы организации физического развития детей, т. к. через интеграцию образовательных областей ребенок получает полноценное развитие.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в нашем детском саду выстраивалась в пять этапов:
- I этап - Подготовительный (подбор и изучение методической литературы, мониторинг физического развития);
- II этап - Работа с родителями (собрания, консультации, беседы, анкетирование);
- III этап - Организационный (создание предметно-развивающей среды, разработка перспективного планирования, конспектов НОД, подборка дидактических и развивающих игр и др.);
- IV этап – Основной (работа с детьми);
- V этап – Заключительный (мониторинг физического развития).
На первом этапе мы изучили методическую литературу по проблеме физкультурно-оздоровительной работы, выделив для себя физиологические особенности развития детей раннего возраста.
Таким образом, умственное и нравственное развитие ребенка в первые три года, больше чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем еще не завершено, а потому и деятельность их не совершенна.
Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Так как в своей педагогической деятельности мы должны учитывать запрос родителей, то на втором этапе нашей работы, мы поставили задачу познакомить родителей с ФГОС через беседы, консультации, общее родительское собрание, а также провели анкетирование родителей на тему: «Приоритетное направление в развитии детей раннего возраста».
В анкетировании приняли участие родители 78 семей.
Родителям было предложено проранжировать образовательные области относительно приоритета каждой области.
Анализ результатов анкетирования показал следующее:
- ОО «Социльно - коммуникативное развитие»- 56%;
- ОО «Познание» - 82%;
- ОО «Развитие речи» - 66%;
- ОО «Художественное творчество» - 48%;
- ОО «Физическая культура» - 88%.
Итак, по представленным данным, можно увидеть, что 88% родителей на первое место поставили «Физическую культуру».
Это позволило нам еще раз убедиться в том, что выбранное нами физкультурно-оздоровительное направление является актуальным и для родителей наших воспитанников.
На третьем этапе педагоги детского сада занимались созданием предметно-развивающей среды : в группах обновлены физкультурные уголки; приобретено новое физкультурное оборудование, увлажнители воздуха, принадлежности для закаливания. Педагогами разработаны программы воспитателя; перспективное планирование; конспекты НОД, которые предполагают не только интегрированную образовательную деятельность через синтез образовательных областей, а предлагают целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка по тематическо - календарному планированию детского сада, который гармонично объединяет образовательные области с физическим развитием детей раннего возраста.
Всю работу по физическому воспитанию и оздоровлению детей мы выстраивали, широко применяя игровую деятельность, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считалась основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.
Благодаря выстроенной нами системе физкультурно-оздоровительной работы мы смогли значительно снизить уровень заболеваемости у наших воспитанников. О чем свидетельствует положительная динамика индекса здоровья: 2012 г. – 24%, 2013 г. – 25%, 2014 г. – 28% (при норме 15-40%).
Эффективность физического развития детей раннего возраста можно увидеть по результатам мониторинга: 2012 г. – 76%, 2013 г. – 88%, 2014 – 96%.
В перспективе мы предполагаем расширить физкультурно-оздоровительную работу с детьми раннего возраста через сетевое взаимодействие с социумом.