Марина Сошникова
Физическое развитие детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Трофимовский детский сад
Доклад
«Физическое развитие детей раннего возраста»
Выполнила:
Сошникова М. С.
с. Трофимово
2023 г.
В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития малыша. Без достаточного уровня физической активности невозможно гармоничное развитие ребенка. Физическое воспитание позволяет развить у ребенка такие качества, как сила, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, а также способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата и организма в целом.
Публикация «Физическое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
По наблюдениям специалистов, дети до 3 лет проводят более 2/3 времени бодрствования, занимаясь активными видами деятельности. Постепенно для этого времени сокращается, однако нельзя отрицать, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой, активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии ребенка.
Двухлетка ходит уже достаточно уверенно. Он может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т. д. В этом возрасте начинает формироваться навык бега. Малыш теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Дети этого возраста учатся прыгать на двух ногах, подниматься по лестнице, ездить на самокате, трехколесном велосипеде. В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом.
Для детей раннего возраста учитывается обширный комплекс оздоровительных мероприятий, который включает в себя следующие моменты:
1. Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
2. Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения)
3. Утренняя гимнастика
4. Гимнастика после сна
5. Закаливающие процедуры
6. Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия
7. Правильная организация прогулок и их длительность (соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями
8. Самомассаж
9. Витаминотерапия
10. Согласно сетке организованной образовательной деятельности с детьми проводятся физкультурные занятия.
11. Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
12. В группах проводим с детьми дыхательную гимнастику после дневного сна.
Для родителей оформляются папки передвижки, ширмы на различные темы: «Адаптация детей к детскому саду», «Закаливание ребёнка в домашних условиях», «Рациональное питание и режим дня», «Грязные руки - источник кишечных инфекций», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактические прививки и их значение» и др., а так же индивидуальные беседы и консультации.
В нашей группе созданы все условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей. Вся развивающая предметно– пространственная среда находится в доступности для детей. (Мячи, обручи, кегли, массажные коврики, гимнастические палки, флажки, мягкие модули, ленточки, султанчики, различные маски и др.) В уголке двигательной активности дети играют с мячами разной величины, обследуют их руками, прокатывают по полу. Массажными мячами, делают самомассаж: «Покатаем мячик между ладошек», «Животики», «Пожалеем ножки», делают массаж друг другу «Ножка заболела», «Прямая спинка». Так же самомассаж проводим во время проведения пальчиковых гимнастик «Оденем перчатки», «Назовем пальчик», «Пальчики замерзли».
Дети любят ходить между кеглей, при этом развивают координацию движений, называют цвета.
Для закрепления навыков ползания и лазания используется упражнение «Пролезь в воротца», «Пролезь под палочку».
Для развития мелкой моторики используем игры-шнуровки, игры с прищепками, игры лабиринты, дидактические: «Чудесный мешочек», «Собери грибочки»; настольно-печатные игры «Пазлы», «Разрезные картинки».
Утренняя гимнастика проводится ежедневно. Комплекс упражнений разработан на каждый месяц. В комплексах используются предметы и игрушки. Гимнастика способствует развитию всех мышц тела ребенка.
Физкультминутки проводятся во время занятий, после занятий, по мере утомляемости детей и в зависимости от вида занятий. Упражнения для физминуток подбираем с учетом характера и содержания занятия.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени, не только во время занятий. Тренирует мелкую моторику, общую моторику, стимулирует речь, развивает внимание, память, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Гимнастика сопровождается текстом.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Для профилактических целей родителями и воспитателями был изготовлен коврик - дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Так же используется готовая разноцветная дорожка. Дети ходят босиком по ковру в спальне и в групповой.
Подвижные игры проводятся ежедневно вместе с воспитателем, так же используются, как часть физкультурного занятия. Любят дети играть во время прогулок на улице. Игры подбираются в соответствии с возрастом реб нка, местом и временем е проведения. Вначале это игры с простыми правилами «Самолеты», к концу года» «Кот и мыши», где дети выбирают роль кот и мышей.
Для формирования осанки столы и стулья подобраны по росту детей, следим за правильной посадкой за столом.
Для сбережения и укрепления здоровья детей в группе проводим ежедневные проветривания, следим за чистотой и освещением группы, за температурным режимом.
Во время закаливающих процедур используем следующие приемы:
- правильно организуем прогулку и ее длительность;
- делаем детям обтирание мягкой варежкой
- следим за сезонной одеждой во время прогулок;
- дети находятся в группе в облегченной одеже;
- в летнее время проводим утреннюю гимнастику на свежем воздухе;
-организуем детям ходьбу босыми ногами по ковру, по песку.
Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация не будет тягостной для ребенка.
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичная работа позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.