Марина Подолян
Физическая активность детей — наша «головная боль» или увлекательная педагогическая задача?
Ни для кого не секрет, что адекватная физическая нагрузка способствует активизации умственной деятельности, уравновешиванию психоэмоционального состояния человека. Для воспитанников ДОУ это особенно важно, так как младший, средний, старший возраст детей, это тот период в котором мы закладываем и формируем основные двигательные качества, если знаем правильный инструмент. Как известно, не существует одинаковых решений для всех задач, мы понимаем, что порой необходим индивидуальный подход, тем более при условии нахождения в группах воспитанников с ОВЗ.
Публикация «Физическая активность детей — наша „головная боль“ или увлекательная педагогическая задача?» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Двигательная активность ребенка
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
Единственной проблемой, которую я предпологаю почему физическая активность детей может стать «головной болью» для педагога, это непонимание какие упражнения и в какой последовательности следует давать детям для погашения их излишней активности либо наоборот, их не включенности или боязни включения в рабочий процесс. Чтобы понять этот процесс, давайте вспомним уроки анатомии. А именно, автономную нервную систему.
Автономная нервная система (АНС) — это отдел нервной системы, автономно (без сознательного контроля) регулирующий деятельность сердечно-сосудистой, почечной, желудочно-кишечной и других важных систем организма. АВС подразделяется на симпатическую (СНС) и парасимпатическую (ПСНС) нервные системы. Они активируются в зависимости от того, какие именно раздражители будут воздействовать на АВС. Как видите, эти системы существуют в тесной связи друг с другом и поддерживают определенный баланс.
Симпатическая нервная система (бороться или бежать).
Наш реакция бороться или бежать была предназначена для использования в качестве механизма выживания в опасных для жизни ситуациях. К сожалению, современное общество усиливает нашу симпатическую нервную систему.
Если мы проводим слишком много времени в СНС, наше здоровье страдает, могут проявиться симптомы:
• Снижения кровотока от желудочно-кишечного тракта
• Уменьшенной перистальтики пищеварения
• Повышеного пульса
• Учащения дыхания
• Гипертонии
• Повышеного кровянго давления
• Изменений мозга, ведущих к депрессии, зависимости
Парасимпатическая нервная система (отвечает за покой и пищеварение).
Парасимпатическая нервная система (ПСНС) активна, когда человеку ничего не угрожает. С ее помощью мы занимаемся такими повседневными и важными делами, как перевариванием пищи, сном и восстановлением.
Когда активируется ПСНС, изменения в организме происходят быстро. Если опасность миновала, то уровни гормона кортизола в крови падают, парасимпатическая нервная система замедляется, в результате чего тело и мозг также довольно быстро переходят в спокойное состояние. Среди прочих преимуществ активации ПСНС можно отметить :
• Повышенный приток крови к органам ЖКТ
• Повышенную перистальтику органов ЖКТ
• Сниженную частоту сердцебиения
• Замедление дыхания
• Состояние трезвости, меньшую тягу к психоактивным веществам
Чем дольше активна ПСНС у человека, тем лучше его состояние здоровья.
Активация парасимпатической нервной системы.
Активировать парасимпатическую нервную систему довольно просто. И для этого необходимо, пусть даже временно, избавиться от стресса!
Существуют методы и техники работы, позволяющие выровнять психоэмоциональное состояние воспитанников, создающие условия перевода из симпатики в парасимпатику (кнопки мозга, лобно-затылочная коррекция, которые будут способствовать повышению продуктивности, облегчать донесение и восприятие информации.
Одним из методов перевода в парасимпатику являются дыхательные упражнения в сочетании с выполнением медленных и плавных упражнений. И только после этого следует давать подвижные игры с резким замиранием на месте (игра «День-Ночь» и подобные). После подобного занятия дети получают физическую активность, не выбиваясь из равновесия, т. к. при замирании активируется глубокая мускулатура, которая отвечает одновременно за баланс и за реакцию.
В промежуток дошкольного детства задние доли мозга податливы для формирования чувства ритма, формирования уверенности в себе. Соответственно, лучший способ перевести ребёнка в нужное состояние, сочетание физических упражнений с корректным музыкальным сопровождением (а также использованием бубна).
Кроме этого необходимо задействовать максимальное количество вариантов для прорисовывания карты тела ребёнка, развития новых нейронных связей (упражнения с предметами, что также будет увлекательной задачей для ребёнка
В данной статье был использован материал из интернет ресурсов:
https://calmradio.com/ru/calmlife/4813-relaxing-music-activating-your-parasympathetic-zone