Екатерина Миронова
Консультация «Финансовая грамотность для дошкольников — это современно»
▼ Скачать + Заказать документы
Финансовая грамотность- это современно! А быть современной – у меня очень хорошо получается.
-Что это?
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).
Публикация «Консультация „Финансовая грамотность для дошкольников — это современно“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» октябрь 2023
25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан. Это первый стратегический документ подобного масштаба в сфере финансовой грамотности в Российской Федерации, который обеспечит координацию и системное партнерство между всеми заинтересованными участниками – Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнессообществом, педагогическим сообществом. Цель Стратегии: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Федеральная образовательная программа ставит перед нами задачу формирования:
- элементов финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограничения материальных ресурсов
Чтобы работать в данном направлении с детьми, я обучилась сама и закончила курсы повышения квалификации. Специфика преподавания основ финансовой грамотности для дошкольников
Стала изучать статьи, программы, публикации и начала это внедрять в свою работу. (рассказать про Три поросенка)
Проводила первые занятия, играли в сюжетно-ролевые игры, делала пособия, наглядный материал
Для того, чтобы осваивать азы финансовой грамотности сделали с детьми банкомат, изготовили денежные банкноты с эмблемой нашего детского сада.
И вот на чем мы обучаемся сейчас- это интерактивный банкомат. Он позволяет вносить и снимать наличные, совершать различные платежные операции, там очень много разных игр на память, внимание, задействованы все 5 областей ФГОС.
-Когда?
С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Изучая проблему финансовой грамотности, я убедилась, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать у детей наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь ему стать успешным человеком. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.
В возрасте 4-7 лет нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете.
Прививать основы финансовой грамотности нужно с детства. Если ребёнок не научится планировать личный бюджет и копить деньги, то став взрослым, он будет часто делать ошибки и совершать ненужные траты.
-Зачем?
Воспитание финансовой грамотности помогает :
• Осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.
• Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.
• Грамотно управлять деньгами и копить их.
• Избегать небезопасных финансовых схем : кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид и т. д.
-Чему же стоит научить:
1. Деньги мы получаем за труд. Очень важная пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» актуальна и в наше время. Дети не видят, как родители работают, но зато видят, что деньги выдает специальный аппарат (банкомат, если туда вставить банковскую карточку. А ещё можно приложить эту банковскую карточку к терминалу в магазине — и купишь всё, что захочешь. Настоящую причину, почему деньги выдаются, а продукты — оплачиваются, они не знают. Поэтому важно им дать понять, что всё это происходит потому, что мама и папа трудятся.
2. Деньги нужно считать. Очень важно научить ребёнка вести свой личный бюджет. Чтобы ребёнок знал, куда у него ушли денежки и откуда пришли. Если знать эту информацию, можно более сознательно подходить к своим деньгам.
3. Деньги можно копить. У всех есть мечты. У детей они не так глобальны, как у взрослых, но тем не менее. Сейчас многие родители покупают ребёнку всё, что он захочет. В результате ребёнок не знает, что хочет, тонет в подарках и считает, что всё приходит к нему очень просто. Поэтому важно не задаривать детей, оставлять им место для желаний и учить копить на их реализацию.
-С чего начать?
Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет.
Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:
1. Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.
2. Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.
3. Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.
4. Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.
5. Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.
В обучении детей основам финансовой грамотности использую игровые и словесные методы обучения:
Игровые методы обучения. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Выше отмечалось, что словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.
Активно использую интерактивное оборудование, игры на интерактивной доске, банкомат
В работе с детьми дошкольного возраста, когда формируются лишь первоначальные представления об окружающем мире, недостаточно только почитать, рассказать – необходимо показать сами предметы или их изображение.
-Вывод
Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам «самовыживания». Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.
И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять. Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье. В результате моей работы дети учатся сравнивать вещи, что дороже, что дешевле, что нужнее, даже игрушки теперь друг у друга не отбирают, а покупают.