Гашимова Ирада Ибрагимовна
Финансовая грамотность старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание основ для формирования финансово-грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
1. Дать простые экономические знания.
Публикация «Финансовая грамотность старших дошкольников» размещена в разделах
2. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
3. Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.
4. Развить познавательный интерес дошкольников к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Работу проводили в три этапа:
• 1 этап – организационно-ознакомительный. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.
• 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях ДОУ.
• 3 этап – заключительный. Анализ результативности.
Прежде чем начинать работу по данной теме, необходимо было понять, насколько дети группы готовы к экономическому воспитанию. В начале нового учебного года было проведено анкетирование родителей воспитанников с целью выявления знаний по вопросам экономического воспитания. В анкете для родителей затрагивались вопросы о том, нужно ли формировать финансовую культуру, нужно ли рассказывать детям о деньгах, формируют ли родители основы ФГ дома, нужно ли детям иметь карманные деньги. В анкете для детей были такие вопросы, как: знают ли они что такое деньги, валюта, экономика, семейный бюджет, умеют ли они копить деньги, знают ли, откуда берутся деньги. Согласно результатам анкетирования у детей старшего дошкольного возраста не достаточно знаний о финансовой грамотности, в семьях нерегулярно ведется работа по экономическому воспитанию детей. Родители хотят, чтобы в детском саду детям дали первоначальные представления об экономике.
Для продуктивной работы были использованы следующие формы и методы:
• Беседы.
• Чтение произведений художественной литературы
• Просмотр познавательных видео, мультфильмов.
• Дидактические игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
В группе был создан уголок «Мир финансов» в который вошли дидактическая игра «Семейный бюджет», буклеты доходов и расходов, картотека финансовых сказок, картотека игр по финансовой грамотности детей, словарь экономических терминов и др.
Основной вид деятельности в ДОУ – игра. Поэтому в своей работе мы использовали много игр: Хочу-Надо, Валюты мира, Кубик Блума, Дорого-Дешево и др.
Уделяли большое внимание творческим работам учащихся (делали копилки, создавали новые деньги, придумывали свой магазин и др.).
Особое место в экономическом воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Поэтому мы на занятиях по конструированию строили города профессий и играли в сюжетно-ролевые игры по различным профессиям.
В работе активно применяли ИКТ, смотрели видео, мультфильмы. Это позволяет:
1. Показать информацию на экране в игровой форме, вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре.
2. В доступной форме ярко, образно преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
3. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.
4. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
5. Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Результаты работы по формированию основ финансовой грамотности на данном этапе показывают, что:
активизировалась познавательная деятельность детей;
появился интерес к людям разных профессий;
дети стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения;
творчески подходят к решению игровых задач;
улучшились взаимоотношения в детском коллективе;
расширился кругозор детей, улучшилась речь.
Для оценки результатов нашей работы мы поучаствовали в областных и всероссийских интернет-олимпиадах и викторинах для воспитателей и детей, где заняли призовые места.
Таким образом, созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.
Наш девиз в работе: Главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном!