Ольга Горулько
Философское эссе «Размышления о сущности человеческой личности и роли педагога в формировании личностных качеств детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Философское эссе.
Автор: Горулько О. Н.
Место работы: ЯНАО, г. Ноябрьск, МБДОУ «Белоснежка»
Педагог- это созидатель, а созидать - это значит, создавать великие творения!
«Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
У внешнего – дела, семья, успех;
А внутренний – неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех».
И. Губерман
Публикация «Философское эссе „Размышления о сущности человеческой личности и роли педагога в формировании личностных качеств детей“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Как прекрасен мир вокруг нас! Как многолик человек в своей сущности! Но всех нас объединяет одно назначение – быть «строителем». Мы часто слышим фразу «Человек – строитель своей судьбы». Что значит быть «строителем»? Строитель – это человек строящий дома и другие конструкции с помощью умелых рук и технических приспособлений. Каждый объект выполняет свои функции, но предназначение у всех сооружений одно – служить человеку. И чем больше старания и умения проявит строитель в своей работе, тем крепче и надежнее получится здание.
А можно ли сравнить город с обществом людей? Людей разных по характеру, со своими духовными ценностями и отношением к жизни.
Обратим свой взор на сооружения вокруг нас. Как много домов и все они разные. Вот стоит величавое высотное здание, сверкая на солнце многочисленными окнами. Возвышаясь над другими постройками, оно, как будто говорит – «Посмотрите на меня, я само совершенство». А вот и гражданин представительного вида, в модном костюме от известных Кутюрье, шагает вперед уверенной походкой, не замечая окружающих, и всем своим видом он так же говорит: «Посмотрите, я само совершенство». Мимо проходят люди, спешащие по будним делам, ничем не отличающиеся друг от друга, как мы говорим «серая масса». И тут же через дорогу выстроились в ряд однотипные пятиэтажки, похожие друг на друга, как братья-близнецы, тоже «серая масса». Но если посмотреть на здания снаружи и зайти внутрь, то мы увидим, что не все здания по внутреннему содержанию соответствуют внешнему виду. Казалось бы, вот стоит чудо-дом, сооруженный с учетом современных технологий и творческих идей архитектора. А зайдешь внутрь, и тебя встречают длинные пустые коридоры с чередой однотипных дверей. Стены выкрашены в однообразные блеклые цвета и ни одного яркого цветового пятнышка. На душе становится холодно и неуютно. Визит в такой дом заставляет чувствовать себя некомфортно.
А этот дом неказист снаружи, в нем нет ничего особенного. Но стоит приоткрыть дверь и тебя встречает великолепие цветовых оттенков, мягкие коврики на полу, разнообразие комнатных растений с причудливой формой листьев и цветов и фотографии на стене с улыбающимися на них лицами, все подобрано со вкусом и душевной теплотой. Сюда хочется приходить снова и снова.
Так же происходит и с людьми. Привлекательная и холеная внешность не всегда говорит о богатом внутреннем содержании. Вот стоит девушка с внешностью героини с обложки глянцевого журнала, сверкая белоснежной улыбкой. Во всем ее виде столько кокетства и обаяния. Но за ее безупречной внешностью скрывается черствая, равнодушная личность, не способная на глубокие переживания, понимание окружающих. Все ее мысли витают около косметических салонов и модных магазинов. Она как обертка от съеденной конфеты, такая же красивая, но пустая.
Но кто это стоит за ее спиной в простеньком платьице, с неприметной внешностью? Эта девушка ничем не привлекает к себе внимание, кроме того, что ее всегда окружают люди: вот подбежал малыш, которому она помогла завязать шнурки на ботинках, следом за ним подошла старушка из соседней квартиры, которой она помогла донести сумку с продуктами. В этой девушке столько участия и доброты, что в глазах окружающих она становится самой обаятельной и красивой.
Что же заставляет людей быть такими разными – наследственность, воспитание, окружающая реальность. Как известно – личностью не рождаются, а становятся. И в становлении этой личности мы – взрослые, играем главную роль. В современном мире больше времени отдано общественному воспитанию, чем семейному и период становления личности ребенок проводит в основном с нами – педагогами. Напрашивается вывод, что мы – педагоги, как строители – по кирпичику закладываем в человека его личностные качества. Нам выпала очень ответственная миссия - замешать крепкий цемент из доброты, отзывчивости, стремления к прекрасному, зарождающихся в детских сердцах, и с помощью педагогического мастерка начать строительство каждого «здания» - личности в отдельности.
Моя цель в жизни – построить огромный город, где здания – люди отличались бы не только разнообразием дизайна – индивидуальностью, но и имели крепкий фундамент – духовные добродетели.
Но построить город в одиночку невозможно и в определенный момент я передаю свой педагогический мастерок в другие руки – это учителя школ, колледжей, ВУЗов. Им предстоит продолжить возведение этих не похожих друг на друга «сооружений». И я знаю, они умело воспользуются своим педагогическим мастерством.
Существует библейская история, в которой рассказывается о том, как Иисус Христос пообещал одной женщине, что придет к ней в гости. Она все в доме прибрала и стала ждать великого гостя, но к ней постучала бедная старушка, попросив, чтобы та накормила ее, женщина не впустила старушку, ответив: «Мне некогда, я жду важного гостя, иди, зайди к кому-нибудь другому». Постучал больной человек, попросив приюта, но и его она отправила к другим. Затем прибежал грязный плачущий малыш, но и его, чтобы не наследил в чисто прибранном доме, женщина отправила за сочувствием к другим людям. Так прождала она Иисуса до утра. Утром, в мольбе обратилась к нему с вопросом: «Почему не сдержал обещание, не пришел к ней», на что Иисус Христос ответил: «Я приходил к тебе трижды, и ты все время прогоняла меня».
Так вот, мне хочется, чтобы душа каждого человека была открыта навстречу всем людям, а не выборочно, и двери наших домов, были открыты навстречу каждому нуждающемуся в помощи. И лишь тогда мы сможем заложить в сердца наших детей все самое доброе и светлое.
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени,
насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее».
Альберт Энштейн