Чуженькова Екатерина
Конспект НОД «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) на тему : «Филимоновская игрушка»
Подготовила: Чуженькова Екатерина
Дата проведения: 12.06.23
Цель: расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.
Задачи
Публикация «Конспект НОД „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
1. Образовательные задачи. Формировать умение детей сравнивать филимоновские и дымковские игрушки между собой; закрепить знания о составлении узора; продолжать учить детей рисовать концом кисти, наносить точки, рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
2. Развивающие задачи. Развивать у детей эстетическое восприятие, глазомер, чувство цвета, пропорций, формы.
3. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.
Ход НОД:
Педагог оформляет выставку филимоновских и дымковских игрушек и предлагает детям рассмотреть их.
Воспитатель: Чем похожи дымковские и филимоновские игрушки?
Дети: Они белые, украшены узором.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: У них разные узоры.
Педагог проводит дидактическую игру «Третий лишний». Детям предлагаются две картинки. На первой из них нарисованы две филимоновские и одна дымковская игрушка. На другой – две дымковские игрушки. Цель игры: показать и рассказать детям, какая игрушка лишняя.
Воспитатель: Ребята, такие игрушки начали делать очень-очень давно в селе с красивым названием Филимоново. (Дети повторяют название). Эту игрушку так и назвали – филимоновская. (Дети повторяют). Их можно узнать по красивым узорам и вытянутым формам.
Педагог показывает игрушки более детально. Дает детям возможность все тщательно рассмотреть.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какая интересная филимоновская игрушка. Кто это?
Дети: Корова.
Воспитатель: Верно, корова. У коровы длинное вытянутое туловище, маленькая голова и очень короткие ноги. А какие элементы филимоновской росписи можно увидеть на этой игрушке?
Дети: Полоски, кружочки, точки.
Воспитатель: Вот перед вами сударушка (Педагог показывает). Какие элементы росписи вы видите?
Дети: Елочки, треугольники и цветочки.
Воспитатель: какие основные цвета встречаются в филимоновской росписи?
Дети: красный, зеленый, желтый.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько у меня много игрушек.
Педагог читает стихотворение В. Лазарева «Филимоновская игрушка» и выставляет игрушки для рассматривания.
Воспитатель: Эти игрушки сделаны из глины. Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка, это свистулька.
Педагог показывает, как можно свистеть на этой игрушке.
Воспитатель: В далекие времена всем мальчикам и девочкам нравилось играть со свистулькой. Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины – «синьки». При просушке пластичная, жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая изящную красивую форму. Козлята, курочки, барышни и другие игрушки делали народные мастера. Мастера были разные. У каждого своего дела. Одни лепили игрушки, другие их расписывали. Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.
Дети подходят к игрушкам по желанию, рассматривают.
Воспитатель: Что на них нарисовано?
Дети: Кружочки, клеточки, полоски, точки.
Воспитатель: какого они цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: игрушки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Народные умельцы работали зимой в свободное от сельских трудов время. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки.
Физкультминутка.
Хороводная игра «В Филимоново мы были…»
В Филимоново мы были,
Хороводы мы водили.
Дети идут по кругу
Мы, как барыни, кружились.
Дети кружатся на месте
На скамеечки садились.
Дети выполняют «пружинки»
Потом глины накопали.
Дети показывают, как копают
И свистушки лепить стали.
Дети показывают, как лепят
Итог занятия,рефлексия.
Воспитатель: ребята, хотите тоже расписать игрушки?
Дети: Да!
Воспитатель: Выберите понравившийся бумажный силуэт филимоновской игрушки и украсьте его по своему усмотрению. Узор нарисуйте на своем силуэте, а если вы забыли какой-нибудь элемент узора, посмотрите на мои образцы.
Воспитатель: Молодцы ребята,вы сегодня потрудились на славу,предлогаю вам отнести ваши работы в шкафчикии