Зинаида Зацепина
План-конспект занятия с презентацией «Филимоновская игрушка. Котик» в студии «Глиняная фантазия» Центра развития творчества
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка
План - конспект занятия с презентацией
в студии «Глиняная фантазия»
Тема: «Филимоновская игрушка. Котик».
Занятие рассчитано на детей 6 - 8 лет.
(первый год обучения)
Педагог дополнительного образования
Зацепина З. Д.
г. Липецк, 2020г.
Публикация «План-конспект занятия с презентацией „Филимоновская игрушка, Котик“ в студии „Глиняная фантазия“ Центра развития творчества» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот и кошка. Лепка, занятия с пластилином
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Тема занятия : «Филимоновская игрушка. Котик»
Цель: знакомство детей с филимоновской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей Родины.
Задачи:
• Слепить из глины филимоновскую игрушку котика, стоящего на задних лапках.
• Познакомить детей с историей возникновения народного промысла.
• Познакомить с характерными особенностями росписи, лепки, формы, способами изготовления.
• Развивать практические навыки работы с глиной из целого куска, при создании формы филимоновской игрушки, используя приемы: вдавливания, вытягивания, сглаживания.
• Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций;
• формировать у учащихся положительные черты характера: трудолюбие, бережливость;
• развивать творческие способности и художественный вкус учащихся через восприятие народной игрушки разными органами чувств (видит, слышит, трогает, свистит, играет и т. д.);
Оборудование и материалы для педагога: ноутбук, проектор, экран, филимоновские расписанные игрушки, презентация «Филимоновская игрушка».
Оборудование и материалы для учащихся: глина, стеки, палочки, салфетки, губки, баночки для воды, фартук.
План занятия
1. Орг. момент.
2. Основная часть:
2.1 Вступительная беседа и сообщение новой темы и постановка цели.
2.2 Актуализация знаний и введение новых знаний.
. Рассказ о филимоновских игрушках с демонстрацией презентации.
3. Объяснение последовательности лепки игрушки.
4. Практическая работа. Поэтапная работа.
5. Итог занятия, рефлексия: опрос, обсуждение.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Проверка готовности к занятию
2. Основная часть:
2.1 Сообщение новой темы и постановка цели.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся еще с одним народным промыслом глиняной игрушки нашей страны – филимоновским. Слепим одного из любимых животных. Кого? Отгадайте загадку.
Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
2.2 Рассказ о промысле.
Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. А свое название получила от деревни Филимоново. (Слайд 2)
Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.
Есть даже сказка про деда Филимона : шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». (Слайд 3)
Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Мужчины работали на гончарном круге, делали посуду. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались этим женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. (Слайд 4)
Что же лепили народные мастера? Каковы сюжеты филимоновских игрушек?
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: люди, животные, птицы, многофигурные композиции.
1) Многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем. (Слайд 5)
2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса. (Слайд 6)
3) птицы - петух, наседка, павлин, утка. (Слайд 7)
4) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с
гусем, любота. (Слайд 8)
Почему филимоновские игрушки такие вытянутые? Оказывается, все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. (Слайд 9)
Знаки и символы Филимоновской игрушки (Слайд 10)
Знаки и символы, используемые в филимоновской игрушке
Солярные знаки - символы Солнца. В давние времена, когда люди верили в божественную силу природы, Солнцу поклонялись. Солнце - символ жизни, без солнечного света и тепла не будет урожая. Рисуют его чаще на груди животного, юбках барынь. Кольцевые линии – символ заключенного в игрушку добра, символ солнца.
Елочка – это изображение Древа жизни. Образ Древа – символ плодородия.
Символы засеянного поля, призваны защитить и увеличить урожай. Символы достатка и благополучия. Точки – символы зерна. Символы возделанного поля - крестообразно разделенный квадрат или ромб с точками-зернами. Зигзаги и дуги – символы радуги и небесных вод, дождя, который несет плодородие земле. Косые или волнистые линии – небесные воды, дающие
плодородие. (Слайд 11)
Подробнее о росписи мы поговорим на следующем занятии, когда будем расписывать игрушки.
3. Объяснение последовательности лепки игрушки.
Последовательность изготовления котика (Слайд 12)
Филимоновские игрушки лепят пластическим способом (вытягивают).
Взять кусочек глины.
Скатать цилиндр, подстучать с концов. (Слайд 13)
Поставить вертикально и большим пальцем, вращая заготовку, подтягивать глину к краю.
Перевернуть заготовку и к другому краю, точно так, подтянуть глину. (Слайд 14)
Выбрать низ и верх будущей игрушки. Основание (низ) разрезать до середины и раздвинуть.
Обжать разрезанные части, чтобы получились конусы. Это нижние лапы животного.
Из оставшейся половины лепят либо свисток, либо хвост. (Слайд 15)
Филимоновская игрушка тонкая, изящная. Поэтому туловище вытягиваем – обминаем.
Нужно слепить верхние лапы и шею с головой. Верхние лапы лепятся точно так, как и нижние. Верхнее утолщение разрезать до середины, раздвинуть и обжать. (Слайд 16)
Полученные конусы – лапы. Они должны быть немного подлинее, чем нижние.
Из оставшейся половины глины вытянуть длинную шею. Шея и спина ровные, прямые. (Слайд 17)
Длинную шею вверху изогнуть, чтобы получилось утолщение – мордочка.
Лепим уши, вытягиваем. (Слайд 18)
Полученные ушки (морковки - конусы, мордочку загладить. (Слайд 19)
Филимоновские зверушки, стоящие на двух лапках, как правило, держат что -либо в лапах. Это может быто зеркало, птичка, рыбка, цветок, балалайка… Зеркало лепится как капля и расплющивается. Рыбка – тоже капля с утолщением. (Слайд 20)
Можно слепить птицу (курицу) из шара. Вытянуть ноги (основание, вытянуть хвост, расплющить. Оставшуюся глину тянуть на шею и голову. Вытянуть клюв, гребешок (хохолок). (Слайд 21)
Смочить водой туловище, вложить в лапы (рыбку, птичку и т. д., прижать и примазать. (Слайд 22)
Сделать палочкой глаза, нос, рот. Филимоновский котик часто поет. (Слайд 23)
4. Практическая работа. Поэтапная работа.
5. Итог занятия, рефлексия: опрос, обсуждение.
- С каким замечательным народным промыслом вы познакомились сегодня?
- Почему игрушка называется филимоновской?
Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки?
- Сюжетов у филимоновских мастеров очень много, но я выбрала этот не случайно. Я знаю, вы все любите домашних животных, заботитесь о них, никогда не бросите своего друга (котика, собачку) но бывает иногда так, что они сами теряются.
Скрипнула дверь, приоткрылась немножко,
Лёгкий сквозняк пробежал по избе.
А на пороге – ничейная кошка,
Та, что гуляет сама по себе…
- Знаете, что в таком случае нужно делать? (ответы детей)
- Давайте сделаем выставку наших работ.