Валентина Киряева
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся детей
▼ Скачать + Заказать документы
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся детей. Этот документ представляет систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников, и включает восемь групп требований.
1. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников включают:
Публикация «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся детей» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• системность деятельности здоровьесбережения. Должна отражаться в основной образовательной программе, уставе и локальных актах;
• взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения;
• преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных уровнях образования;
• комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки воспитанников;
• непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
2. Соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения воспитанников. В соответствии с санитарными правилами, а также нормами пожарной безопасности требуют :
состояние и содержание территории, здания и помещений, их оборудования;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания, для хранения и приготовления пищи;
оснащение учебных кабинетов, спортивных площадок необходимым оборудованием;
оснащение помещений для работы медперсонала;
наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности;
Кроме этого,
наличие квалифицированных специалистов (воспитатели, медицинские работники, учителя физической культуры, логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования);
знания и умения педагогов по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий.
3. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат :
• включение в основную образовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, а также реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
• наличие и реализация проектов спортивно-оздоровительной направленности;
• использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников; учет индивидуальных особенностей развития воспитанников при организации образовательного процесса;
• использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий;
• соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса : объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, удовлетворение потребностей воспитанников в двигательной активности, в том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций.
4. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении. Среди них:
• организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками;
• организация занятий по лечебной физкультуре для воспитанников в соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра;
• выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения и утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, а также предотвращения развития утомления;
• организация динамических пауз, физкультминуток, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организация и участие воспитанников в физкультурных мероприятий (соревнований, дней спорта, дней здоровья).
5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
• организация взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, а также мероприятий по формированию безопасного образа жизни;
• наличие библиотеки и медиатеки, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой, организации подвижных игр;
• наличие и периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения здоровья, на различных информационных носителях, информационных стендах и на сайте образовательного учреждения;
• наличие и реализация плана методических мероприятий, повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии воспитанников, их здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность воспитанников.
Шестая группа требований, а именно организация профилактики употребления психоактивных веществ не может реализовываться в работе дошкольных учреждений, так как данный вид профилактики неадекватен возрастным возможностям воспитанников.
7. Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников включают:
• использование методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
• организация в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего питания воспитанников, соответствующего их энергозатратам;
• наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;
• привлечение педагогических и медицинских работников к реализации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, просвещению родителей;
• привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к реализации работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению родителей.
8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников :
• наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у воспитанников;
• отслеживание динамики показателей здоровья воспитанников (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих воспитанников);
• включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;
• наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития воспитанников образовательного учреждения;
• проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности родителей (законных представителей, педагогов образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия благоприятного мнения об образовательном учреждении.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2011/02/16/obr-sdorovje-dok.html