зобова олеся
Консультация «Факторы, влияющие на поведение детей-подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы, влияющие на поведение детей – подростков.
В последнее время в нашей стране большое развитие получила практическая психология. Возникают многочисленные психологические службы – семейные, социальные, психолого-педагогические, медико-психологические, профориентационные. Практические психологи сотрудничают с учителями, психиатрами, наркологами.
Публикация «Консультация „Факторы, влияющие на поведение детей-подростков“» размещена в разделах
Трудно себе представить то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.
Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим.
Не только родителям и учителя оказывают влияние на формирование личности ребенка, но и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывает явное влияние на формирование родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все ее члены.
Многие родители склонны видеть только недостатки своего ребенка и не замечать ошибок в собственном поведении, да и многие учителя в классе не всегда умеют найти правильный подход к отстающему ученику.
Приведу пример. Подросток с задержкой развития попадает в новый класс. Он учится плохо. К тому же учитель записал его в разряд «неуспевающих», «махнул на него рукой» - вследствие чего ребенок оказался обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). В такой ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный способ – это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом, он нашел путь компенсации. Это негативное внимание учителя невольно стабилизирует плохое поведение, ребенок привыкает компенсировать чувство неуспеха асоциальными поступками. Для ребенка разрабатывается программа обучения, учитывающая его реальные способности. Эффективным является простой прием: перестать обращать внимание на плохие поступки и хвалить за малейшие успехи. В результате ребенок сам исправится.
Показательным, с моей точки зрения, примером удачной психологической помощи, является следующий случай:
«Однажды в класс пришел мальчик 14 лет, к которому в предыдущей школе относились, как к совершенно не способному освоить знания по русскому языку, его считали неспособным и учитель и одноклассники.
Что же с ним делать? Учителю в новой школе, психологом, было, рекомендовано относится к нему как к способному, так как проблемы у данного ученика были социальные, его ошибки были вызваны высоким уровнем школьной тревожности и статусным положением в школьном коллективе (отверженный). Интеллектуальное развитие у подростка соответствовало возрастной норме.
Учитель поверил ему – мальчика хвалили за малейшие успехи, поощряли старательность, корректно исправляли ошибки. И действительно, через несколько недель он стал лучше успевать, у него появился интерес к предмету.
Основную помощь психологам должны оказывать самые близкие для подростка с девиантным поведением – семья и школа. Но с этой стороны подчас возникают серьезные проблемы.
Несколько десятилетий тому назад на учет в милицию чаще всего попадали те подростки, о которых с полным правом и уверенностью можно было сказать: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети алкоголиков, матерей-одиночек, ведущих асоциальный образ жизни, дети, родители которых побывали или находятся в заключении.
Сейчас положение изменилось. Недавние подсчеты показали, что на долю так называемых асоциальных семей, где процветают пьяные скандалы и драки, запои родителей, их развратный образ жизни, т. е. полностью отсутствуют условия для воспитания, приходится всего одна четвертая часть всех состоящих на учете в милиции. Конечно, в таких семьях с детьми каждую минуту может случиться беда.
Но следует повторить, что дети из таких семей – лишь часть состоящих на учете в полиции. Основную массу составляют так называемые внешне благополучные семьи. С виду здесь все «как у людей» : родители – труженики, здоровая атмосфера, правильный образ жизни. Но просчеты и промахи в воспитании велики, управление детьми ведется по телефону.
В воспитательном арсенале таких семей господствуют крайности. Например, из-за недостатка времени на ласку и внимание родители применяют жестко авторитарный тип руководства. Ребенок подвергается тирании требований и запретов. Ему практически «все нельзя». Взрослые за него все решают. Несостоятельность такой «педагогики» обычно проявляется в подростковом возрасте. Выросший «невольник» вступает в борьбу за свои права. Родители в ответ на это еще более усиливают контроль и опеку. Не нравящихся приятелей сына или дочери могут бесцеремонно выставить за порог. Постепенно такая жизнь может стать для подростка невыносимой. Зачастую из-под гнета навалившихся проблем подросток пускается в бега.
«Из дома убежала, совершила кражу и без оглядки пустилась в дальнее путешествие девятиклассница Оля, отличница, ласковая, тихая девочка. Ходила на подготовительные курсы в техникум, мечтала стать менеджером …
Оля выросла в крепкой семье, родители никогда ее не баловали, воспитывали в строгости. Из боязни дурного влияния из дому никуда не пускали.
Накануне побега у Оли произошел конфликт в школе. Семиклассница пожаловалась, что Оля избила ее в туалетной комнате. Свидетелей не было. С Олиным обликом это никак не вязалось, но ее с урока вызвали к директору. Там присутствовали еще два завуча и целая группа девочек, вступившихся за семиклассницу. Олю заставили извиниться. Сказали, что за такое в милиции на учет ставят. А уж хорошей характеристики после девятого класса она теперь точно не получит. Велели, чтобы в пятницу явилась в школу мать.
В директорском кабинете в один миг рухнули все светлые Олины планы на дальнейшую жизнь. Дома родители добавили еще. «Я от злости себя не помнила, - рассказывала потом мать, – за голову взяла, к полу пригнула. Кричала на нее. Мол, валяйся в ногах у той девочки, но чтобы в школу меня не вызвали. Не то задушу своими руками. Вечером «выдал девочке свое» и пришедший с работы отец.
На другой день Оля написала на листке, вырванном из тетрадки: «Господи, спаси и сохрани. Господи, умоляю, сделай так, чтобы не вызывали родителей. Господи, прошу тебя, мне не на кого больше положиться, господи, пожалуйста, спаси меня, господи, я же не верю в тебя!»
Никому из своих близких записку эту она не адресовала.
В сложной системе воспитания рядом с любящими родителями и руководствующимися исключительно благими намерениями учителями юному человеку положиться, иногда совершенно не на кого. Спасительным для неокрепшей личности в такой ситуации всеобщего отвержения является поведение по типу «чем хуже, тем лучше». Вот так девочка-отличница стала «трудным» подростком. Оля не успела уехать из города.
И в этом случае все закончилось хорошо. После поисков ее нашли на вокзале. При встрече никто не сказал ни слова. Все плакали. Однако не слишком ли дорогой ценой добилась она, наконец, родительского тепла и внимания?
И здесь же приведу другой случай:
«Молодой педагог пришел к родителям своего ученика пожаловаться на его поведение в классе и на занятиях спортивной секции. Но мать Бориса, воспользовавшись тем, что отец мальчика вышел к соседям, попросила учителя не говорить ничего плохого о мальчике, предполагая, что тот будет жестоко наказан отцом. Педагог понял ситуацию и, когда отец вернулся, похвалил мальчика за старание, успехи в учебе и спорте. Тревожное ожидание неприятностей прошло. На лице Бориса отразились изумление и радость. На следующий день это был другой человек – дисциплинированный и внимательный».
Испортить или исправить поведение «нестандартного» ребенка легко. И здесь главное не ошибиться, правильно выбрать решение проблемы, чтобы подросток не стал отверженным.