Александрова Татьяна
Факторы невротизации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы невротизации ребенка
Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим наиболее существенные из них в виде трех групп факторов невротизации детей.
I. Факторы первого порядка - стороны, или аспекты отношения родителей.
1. Реактивный характер отношения, когда родители во взаимоотношениях с детьми непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний.
2. Неосознанная проекция личностных проблем родителей на детей, когда родители обвиняют детей в том, что фактически присуще им самим.
Публикация «Факторы невротизации ребенка» размещена в разделах
3. Разрыв между словом и делом, когда говорят одно, а делают иногда прямо противоположные вещи.
II. Факторы второго порядка - основные параметры неправильного воспитания.
1. Непонимание своеобразия личности развития детей, их кризисов.
2. Непринятие детей. Из-за нежелания иметь ребенка или неприятие индивидуальных особенностей ребенка.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям ребенка.
4. Негибкость родителей по отношению к детям, которая выражается:
• в недостаточном учете ситуации и в несвоевременных откликах
• в фиксации проблем
• в запрограммированности требований и в отсутствии альтернатив решения
• в предвзятости суждений и навязывании мнений
5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей.
6. Непоследовательность в требованиях и в обращении с детьми.
7. Несогласованность отношений между родителями.
III. Факторы третьего порядка.
1. Аффективность - избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства. Эмоциональная несдержанность.
2. Тревожность в отношении с детьми выражается:
• беспокойством и паникой по любому пустяковому поводу
• стремлением чрезмерно опекать ребенка не отпускать его от себя
• предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей
• “привязыванием” детей к себе в том числе и к своим чувствам, настроению
• сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью давать бесчисленные советы и рекомендации.
3. Доминантность в отношении с детьми означает:
• безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения
• категоричность суждений, повелительный тон
• стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя
• навязывание мнений и готовых решений
• стремление к строгой дисциплине и ограничении самостоятельности
• использование принуждений и наказаний (в том числе и физических)
• постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все самостоятельно.
4. Гиперсоциальность - особенность отношений, когда они имеют слишком правильный характер без учета индивидуальных особенностей ребенка. Включает в себя:
• повышенную принципиальность в отношениях с детьми
• чрезмерная требовательность
• навязывание детям большого количества правил и условностей
• беспочвенное марализирование, когда родители стыдят детей
• нетерпимость к слабостям и недостаткам ребенка без права на ошибку
• отношение к детям как ко взрослым
5. Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту. Выражается:
• в настороженности и подозрительности в отношении перемен
• в недоверчивости к стабильному мнению ребенка
• в неверии в его самостоятельность
• в перепроверки действий ребенка
• в избыточной опеке
• в многочисленных предостережениях и угрозах
6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость, невнимательность родителей к детям.
7. Противоречивость в отношении к детям.
Под воздействием всех перечисленных выше факторов формируется неразрешимый и тем самым невротизирующий ребенка конфликт, который имеет связанные друг с другом уровни:
1. Социально-психологический, мотивированный неудачами в общении и затруднении в достижении социально значимой позиции.
2. Психологический, обусловленный некоторой несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери “я”.
3. Психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.