Елена Мазуркевич
Конспект занятия «Экскурсия в историю космонавтики»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить и расширить знания детей о космонавтике и истории её развития.
2. Подвести детей к пониманию важности космонавтики для всего человечества.
3. Содействовать активному использованию в речи детей слов «космонавт», «космонавтика», «космодром», «скафандр», «спутник», «космические летательные аппараты» и др.
4. Развивать внимание, память, мыслительную и речевую деятельность, познавательную активность.
Публикация «Конспект занятия „Экскурсия в историю космонавтики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
5. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, экран, слайды, музыкальные отрывки о космосе.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу. Музыка1. «Космос далекий и близкий»
Слайд 1. Ракета.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим экскурсию в историю космонавтики. Кто мне скажет, что такое космонавтика?
Дети: Космонавтика - это наука о полетах летательных аппаратов в космос, о том, как они должны быть устроены.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами сегодня будем говорить о космических летательных аппаратах. И сегодня, ребята, у нас будет гость. Встречайте.
Входит Бублик.
Бублик: Здравствуйте, ребята! Я Бублик, у меня есть сестричка Дина и братик Рекс. Наша мама Белка летала вместе со Стрелкой в космос. А наш папа тренирует космонавтов. Ну, а вместе мы космическая семейка.
Я услышал, что вы будете говорить о космонавтике. Мне это очень интересно. Разрешите, я послушаю ваши рассказы и сам вам расскажу об освоении космоса.
Воспитатель: Дети, приглашайте Бублика на нашу экскурсию в историю космонавтики.
Дети: Мы рады видеть тебя у нас в гостях, Бублик. Присаживайся вместе с нами.
Воспитатель: Ребята, очень давно, с глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. Они придумывали сказки, в которых сказочные герои отправлялись в небо и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, и даже на летучих мышах. Давайте с вами вспомним, на чем летали герои ваших любимых сказок.
Слайд 2,3,4,5. (подряд) Фрагменты из сказок.
Правильно! Алладин летал на волшебном ковре – самолете, на ковре –самолете летал старик Хаттаб, Баба Яга летала над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.
А люди, мечтая о полетах в небо, мастерили крылья и пытались на них подняться ввысь. Но ничего не получалось.
Слайд 6. Человек пытается взлететь на самодельных крыльях.
И прошло очень много времени до того момента, когда люди научились подниматься в небо. Сначала они взлетали ввысь на воздушных шарах.
Слайд 7. Воздушный шар.
Воспитатель: А что делали люди, чтобы воздушный шар взлетел в небо?
Ребенок: Чтобы шар взлетел, его наполняли горячим воздухом. Но когда воздух остывал, шар все равно опускался на землю.
Воспитатель: Потом люди научились строить самолеты и вертолеты. И уже могли летать долго и управлять взлетом и посадкой.
Но во все времена люди смотрели на звезды.
Слайд 8. Космос. Звезды.
Магический блеск небесных светил привлекал внимание, как ученых, так и простых людей. По звездам люди пытались предсказывать судьбу, рассчитывали время посева и сбора урожая. Мореплаватели находили по звездам путь в морях и океанах. И, поднимая глаза к небу, люди мечтали покорить безвоздушное пространство космоса.
Слайд 9. Изображение звезд.
Таинственный звездный океан космоса, манил, звал заглянуть в него, разгадать его загадки.
Океан бездонный
Океан бескрайний
Безвоздушный, темный,
И необычайный.
Там живут вселенные,
Звезды и кометы
Есть и обитаемые,
Может быть планеты.
Очень хотелось полететь к звездам. Но как это сделать люди не знали. Ни самолеты, ни вертолеты для таких полетов не подходят, ведь им, чтобы летать, надо опираться на потоки воздуха, а в космосе воздуха нет.
И первым человеком на Земле, который придумал, как можно полететь в космос стал наш знаменитый ученый.
Слайд 10. Портрет Циолковского.
Воспитатель: Чей это портрет? Кто нам скажет?
Дети: Это портрет Константина Эдуардовича Циолковского.
Воспитатель: Кто может нам рассказать Бублику об этом выдающемся ученом?
Ребенок: Константин Эдуардович Циолковский родился в нашей стране, в городе Ижевске. Он всю свою жизнь отдал космонавтике.
К. Э. Циолковский доказал, что полететь в космос можно только на ракете. Он придумал устройство ракеты. Он доказал, что ракете не нужны крылья, как самолету. Ведь ей не нужно опираться на воздух, ракета должна лететь прямо вверх, а чтобы у нее хватило сил подняться в космос, у нее должны быть ступени - это такие баки, в которых будет много горючего. Горючее будет сгорать и с большой силой будет толкать ракету вверх.
Воспитатель: Молодец! Очень интересный рассказ.
Но, к большому сожалению, дети, наш великий ученый не дожил до того времени, когда были построены космические аппараты и когда они полетели в космос. Но у него были ученики, которые продолжили его дело.
Слайд 11. Портрет Сергея Павловича Королева.
Воспитатель: Чей это портрет?
Дети: Это портрет Сергея Павловича Королева.
Воспитатель: А кто нам может рассказать об этом человеке?
Ребенок: Я знаю, что С. П. Королев знаменитый конструктор. Он увлекся авиацией, летал на самолетах и даже прыгал с них с парашютом.
Когда он был еще совсем молодым, он познакомился с ученым Циолковским. После этой встречи он твердо решил, что будет строить космические корабли и люди полетят на них в космос. Он очень много работал и сконструировал первый в мире летательный аппарат, который полетел в космос.
Воспитатель: А как назывался этот первый в мире аппарат, который полетел в космос?
Дети: Спутник.
Слайд 12. Изображение спутника.
Воспитатель: Вот как выглядит спутник. Бублик, как ты думаешь, он был большим или маленьким?
Бублик: Наверное, большим.
Дети: Первый спутник Земли был блестящий, металлический шар. Он был маленький, как футбольный мяч и на нем были прикреплены антенны, когда он летел, он подавал сигнал «бип,бип, бип».
Воспитатель: Давайте послушаем это звук. Музыка 2. Звуки спутника.
Воспитатель: А как же попал на орбиту Земли спутник?
Дети: Его вывела в космос ракета-носитель. Она так называется, потому что несет на себе спутник.
Воспитатель: После успешного запуска первого спутника, наши ученые и конструкторы стали запускать на земную орбиту все новые и новые спутники. А для чего нужны спутники? Какую работу они выполняют?
Дети: Спутники бывают разные:
-Погодные спутники помогают предсказывать погоду.
-Спутники связи помогают передавать телефонные звонки.
-Теле и радиовещательные спутники передают телевизионный (или радио) сигнал.
-Научные спутники.
-Навигационные спутники помогают не заблудиться кораблям и самолетам.
-Спасательные спутники подают сигналы бедствия.
-Спутники исследования Земли помогают узнать какие изменения происходят на планете от температуры, от землетрясений и других природных явлений.
-Военные спутники используются в военных целях. С них ведут разведку прямо из космоса.
Воспитатель: А давайте с вами покажем, как летают спутники вокруг Земли.
Вы будете спутниками, а Бублик будет изображать нашу Землю.
Физкульминутка. «Спутники летают вокруг земли» Музыка 3.
Дети встают кругом вокруг ребенка, который изображает Землю. Отводят руки назад -это антенны. По сигналу Воспитателя «Полетели!» бегают вокруг Земли со звуком «бип, бип, бип»
Воспитатель: Спутники - это очень важное достижение нашей космонавтики. Но ученые мечтали о полете человека в космос. И никто не знал, сможет ли человек выжить в космосе, поэтому решили первыми отправить в космос наших верных четвероногих помощников - собак.
Бублик: А можно я расскажу о том, как собаки летали в космос. Я ведь это знаю, я сам из звездной семейки?
Воспитатель: Конечно, Бублик, мы с удовольствием тебя послушаем.
Бублик: Для полетов выбрали обыкновенных дворняжек – ведь они и выносливые и очень умные. Всего для полетов в космос отобрали больше 30 собачек. Сначала их долго тренировали на специальных тренажерах. Для собак сделали специальные скафандры и шлемы из прозрачной пластмассы.
В августе 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка.
Слайд 13. Фото Белки и Стрелки.
По телевидению всего мира показали полет Белки и Стрелки. Люди смотрели, как они кувыркались в невесомости. Стрелка относилась к этому с осторожностью, а Белка радостно бесилась и даже лаяла.
Через несколько дней спускаемый аппарат с Белкой и Стрелкой на специальном парашюте совершил мягкую посадку на землю. Полет закончился благополучно.
Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам. С. П. Королев очень радовался удаче, ласкал собачек и угощал их вкусненьким. Мы, собачки, очень это любим.
.
Слайд 114. Собаки космонавты.
А через год в космос полетела собачка Чернушка.
Слайд 15. Собака-космонавт Чернушка.
Она совершила один виток вокруг Земли и вернулась. Точно такой же виток вокруг Земли теперь должен был совершить человек. Собаки выполнили свою работу в космосе.
Воспитатель: Большое спасибо, нашим отважным собакам-космонавтам.
И с этого момента, дети, началась эра полета человека в космос.
12 апреля 1961 года весь мир облетела радостная весть: «Человек в космосе!»
Слайд 16. Портрет Юрия Гагарина.
Воспитатель: Кто это дети?
Дети: Это первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
В день весенний, день апрельский,
Много лет тому назад,
Мчалась в космосе ракета,
Завораживая взгляд.
Новость слышала планета:
«Русский парень полетел!»
И героем – космонавтом,
Каждый мальчик стать хотел!
Только первым быть непросто,
Очень сложно первым стать.
Надо вырасти достойным,
Все уметь и много знать!
Воспитатель: Дети, а кто нам расскажет о Юрии Алексеевиче Гагарине?
Ребенок: Юрий Гагарин родился недалеко от города Смоленска. Он отлично учился в школе. После школы он увлекся спортом, изучал устройство самолетов и прыгал с парашютом. Потом он стал военным летчиком. Он мечтал о полетах в космос и когда узнал, что набирают отряд космонавтов, попросил принять его в этот отряд. Его приняли, и он стал упорно и много тренироваться.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Дети: Он должен быть смелым, отважным, тренированным, сильным, он должен много знать, у него должна быть сильная воля, он должен любить свою Родину.
Воспитатель: Правильно, и такими качествами обладал Юрий Гагарин.
А теперь, посмотрите, на какой ракете наш первый космонавт полетел в космос.
Слайд 17. Фото космического корабля «Восток»
Воспитатель: А как называлась ракета, на которой полетел в космос Юрий Гагарин?
Дети: «Восток»
Воспитатель: Правильно. А откуда стартовала ракета?
Дети: С космодрома «Байконур»
Воспитатель: А что такое космодром? Расскажите Бублику.
Дети: Космодром - это специальная площадка, на которой собирают, испытывают и запускают ракеты в космос.
Воспитатель: Все правильно, вот с такой площадки на Байконуре и стартовала ракета «Восток».
Когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин произнес слово, ставшее знаменитым. Какое?
Дети: «Поехали!»
Воспитатель: Давайте и мы с вами, сейчас превратимся в ракеты и полетим в космос, по моей команде «Поехали!»
Физкульминутка. «Мы ракеты» Музыка 4.
Воспитатель: Когда космический корабль вышел на орбиту, Юрий Гагарин увидел в иллюминатор голубую Землю очень, очень красивую. Он видел с высоты космоса реки, моря, горные хребты, безбрежные леса. Этого никогда не видел ни один житель Земли. Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса.
Слайд18. Вид Земли из космоса.
Воспитатель: Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им!
В честь первого космонавта Земли названы улицы, площади и даже цветы. В стране Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин»
Во всем мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, в которых не печатали бы портрет первого космонавта планеты. А день полета в космос Юрия Гагарина, 12 апреля отмечается в нашей стране, как замечательный праздник – День космонавтики.
С тех пор в космосе побывали многие космонавты. Скажите, каких космонавтов вы знаете?
Дети: Валентина Терешкова – первая женщина космонавт. У неё был позывной «Чайка», потому что она была такая же быстрая и храбрая, как чайка. Алексей Леонов он первым вышел в открытый космос. Под впечатлением от того, что он увидел в космосе, он стал рисовать картины, на которых изображал Землю и космос.
Слайд 19,20. Портреты космонавтов.
Воспитатель: Это отважные люди, которые рискуя своей жизнью, выполняют трудную работу в космосе. Все они герои и награждены самыми высокими наградами страны.
Ребята, когда люди научились летать в космос, ученые приступили к работе, целью которой была высадка людей на поверхность других планет.
Американские астронавты первыми побывали на Луне. Они доставили на Землю 300 кг. Лунного грунта, для его изучения. А наши ученые придумали специальный аппарат и тоже отправили его на Луну. Как назывался этот аппарат, кто скажет?
Дети: Этот аппарат назывался Луноход.
Слайд 21. Луноход.
Воспитатель: А почему его отправили на Луну?
Дети: Потому что она ближе всех к Земле и до неё можно долететь.
Воспитатель: Бублик, ты слышал про Луноход?
Бублик: Нет, не слышал.
Воспитатель: А кто может рассказать Бублику про Луноход?
Ребенок: Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через ямки и камни.
Управляли луноходом с Земли через антенны с помощью пульта. На Луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых Луноход сделал очень много фотографий! Луноход изучал поверхность Луны и искал место для посадки космических ракет. Потом его внутренние батарейки сели и связь с ним прекратилась.
Воспитатель: Но его работа очень помогла нашим ученым узнать много полезного о Луне.
А наша космонавтика продолжала стремительно развиваться.
Знаешь, Бублик, со временем, конструкторы научились строить космические корабли больших размеров, как пилотируемые, так и беспилотные, которые управляются с Земли. А потом наши ученые и конструкторы научились строить космические орбитальные станции, где могут долго жить и работать несколько космонавтов.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Бублику, что такое космические орбитальные станции.
Слайд 22. Орбитальная станция «Мир».
Ребенок: Орбитальные станции - это настоящие летающие дома, которые вращаются по орбите вокруг Земли. Станция разделена на несколько отсеков: рабочую, где работают космонавты, спальную, где они отдыхают и приборную, где находятся все приборы станции. На космической станции даже есть оборудование для занятия спортом. На космической станции космонавты проводят наблюдения за Землей и планетами и космическими телами. В невесомости, космонавты проводятся научные эксперименты, которые нельзя провести на Земле. В нашей стране была построена космическая станция «Мир». Там были и телескопы и оранжерея, где выращивались растения и даже цех, где выплавляли металл. Она долго работала в космосе. Когда она отработала свой срок, её спустили на Землю и затопили в океане.
Слайд 23. МКС
Воспитатель: А сейчас на орбите Земли работает новая, уже международная космическая станция. На ней работают космонавты разных стран. Она очень большая и к ней продолжают достраивать новые модули. В будущем, возможно, такая станция превратится в целый научный летающий город.
Слайд 24,25. МКС в разрезе.
Воспитатель: К космической станции летают транспортные корабли. Для чего, давайте расскажем Бублику.
Ребенок: С помощью транспортных кораблей на космическую орбитальную станцию доставляется топливо, запасы кислорода, продукты питания для космонавтов и научные приборы.
Воспитатель: Вот как много, Бублик, мы тебе рассказали о космонавтике. Тебе понравился наш рассказ?
Бублик: Да мне очень, очень понравилось. Я узнал много нового и интересного, обязательно расскажу обо всем Дине и Рексу.
Воспитатель: Мы очень рады, что тебе у нас понравилось.
Дети, давайте вспомним, о чем мы сегодня рассказывали Бублику.
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы молодцы. Вы сегодня меня очень порадовали своими знаниями. Наверное, кто-то из вас уже сейчас решил стать космонавтом, когда вырастет и станет взрослым.
Дети отвечают.
Бублик: А я хочу сделать вам подарок, ребята. Я хочу подарить вам космическую карту.
Дети рассматривают подарок.
Воспитатель: А сейчас мы с вами дети превращаемся опять в ракеты и под музыку летим отдыхать на родной космодром.
Звучит музыка. Музыка 4 (продолжение).
Литература:
1. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли.
Издательство «ТЦ СФЕРА» Шорыгина Т. А., М. Ю. ПарамоноваМ. Ю. 2011 г.
2. Беседы о космосе (методическое пособие). Издательство «ТЦ Сфера»
Паникова Е. А. Инкина В. В. 2011 г.