Александра Плеханова
Развитие познавательного, личностного и социального развития ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие познавательного, личностного и социального развития ребенка дошкольного возраста».
Познавательное развитие ребенка понимается многими авторами как развитие способности самому добывать и применять знания об окружающем мире, используя для этого разные средства и способы познавательной деятельности, позволяющие решать разнообразные задачи.
Таким образом, с помощью познавательных действий ребенок стремится получить знания об окружающем мире, которые способствуют формированию собственной картины мира. В основе познавательной деятельности ребенка лежит потребность в новых впечатлениях, на основе которой формируется отношение к процессу познания, проявляемое, сначала как любопытство, затем как любознательность, а в дальнейшем как познавательный интерес.
Для формирования и развития всех психических процессов ребенка, формирования сознания, личности ребенка дошкольного возраста поиск является определяющим. Н. Н. Поддьяков в своих работах аргументирует мысль о том, что именно поисковая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Глобальным мотивом к такой деятельности становится исследовательское поведение. А. Н. Поддьяков отмечает, что основная причина исследовательского поведения ребенка — это глубинная, внутренняя, биологическая по своей природе, потребность психики в новых впечатлениях, новых знаниях. Чему-то научиться, приобрести социальный опыт ребенок способен, проявляя исследовательское поведение, что способствует развитию познавательных процессов всех уровней.
В системе процессов исследовательского поведения выделяют две взаимосвязанные подсистемы:
1. Подсистема поиска информации (приобретения знаний об объекте).
2. Подсистема обработки поступающей информации (преобразования и использования знаний).
Для успешного осуществления поиска, анализа и применения информации, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учить детей разумному использованию разных средств и способов познания и предвидению возможных опасностей. Самостоятельная ценность познания появляется у ребенка в тот момент, когда он хочет и способен исследовать новое в окружающем мире, взаимодействуя с ним. Это важное качество, отражает уровень познавательного, личностного и социального развития ребенка.