Галина Кнутова
Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы
Лебедянь
МБДОУ комбинированного вида детский сад №2
Единство задач
коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.
Кнутова Г. А.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис : в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребёнка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приёмами воспитания и развития ребёнка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Публикация «Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье» размещена в разделах
Дом, где воспитывается ребёнок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Основные задачи коррекционного обучения.
1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
4. Формирование грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи старших дошкольников.
6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития и воспитания детей;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
• Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
• Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.
Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.
Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются :
o излишне негативная оценка деятельности ребёнка;
o распространение негативной оценки сторон деятельности ребёнка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;
o негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);
o противопоставление ребёнка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;
o резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.
Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:
- адаптация к неправильной речи ребёнка;
- многократные повторения одних и тех же упражнений;
- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;
- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.
Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребёнка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.
В начале учебного года передо мной встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. В середине сентября, после логопедического обследования каждого ребёнка, зачисленного на занятия, приглашаются их родители на индивидуальные беседы. Целью этих бесед является:
- первичное знакомство,
- выяснение анкетных данных (Ф. И. О. родителей, возраст, образование, состав семьи и т. п. ,
- сообщение результатов диагностики речи их ребенка, - установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.
Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье.
А Н К Е Т А (на конец учебного года)
1. Фамилия, имя ребенка___
2. Довольны ли Вы речью своего ребенка?___
3. Какую работу по развитию речи Вы проводили дома (чтение книг, составление рассказов, словесные игры, подготовка к обучению грамоте и другое)___
4. Проявлял ли Ваш ребенок интерес к домашним заданиям?___
5. Как, с Вашей точки зрения, изменилась речь ребенка (стала лучше / стала хуже / осталась на прежнем уровне)___
6. Оправдан ли ожидаемый от коррекционных мероприятий результат?___
7. Как Вы думаете, стал ли Ваш ребёнок более усидчив и внимателен?___
8. Как Вы оцениваете помощь, оказанную учителем-логопедом Вам и Вашему ребёнку?___
9. Какие проблемы развития речи Вашего ребёнка Вас волнуют на данном этапе?___
10. Ваши пожелания педагогам дошкольного учреждения___
«___»___200__г. Подпись
Анализ ответов анкетирования даёт возможность правильно спланировать работу с родителями на следующий учебный год.
На общих и индивидуальных консультациях знакомлю родителей с речевым нарушением их ребёнка, необходимыми рекомендациями о том, как заниматься дома. Провела консультации на темы: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши».
Групповые родительские собрания провожу в виде практикумов, тренингов с использованием наглядности, которая обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом и презентаций.
Темы родительских собраний: «Как организовать логопедическое занятие дома», «Выполнение графических заданий», «Артикуляционная гимнастика», «Игра для детей – это сама жизнь», «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Провела семинар на тему: «Звуковой анализ слова»,на котором познакомила родителей с теорией по теме, провела практическую часть, дала рекомендации по играм.
Регулярно оформляю речевой уголок с лексической темой и советами работы над ней.
Практикую папки-передвижки по коррекционной работе с детьми.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются в индивидуальном порядке не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти, по формированию фонетической стороны речи.
Выполнение родителями рекомендаций учителя-логопеда способствует наилучшему закреплению изученного материала на логопедических занятиях и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
С первых дней обучения даю правила работы в домашних тетрадях:
1. Тетради выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник. 2. Домашнее задание ребёнок выполняет под руководством родителей в течение 10-15 мин в спокойной доброжелательной обстановке. 3. Выполнение всех заданий обязательно. 4. Весь речевой материал должен быть отработан. 5. Задания должны быть прочитаны ребёнку и выполняться до конца. 6. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 7. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка в тетрадь. 8. Графические задания ребёнок выполняет карандашами.
Материал для домашних заданий подбираю из логопедических тетрадей:
Т. А. Воробьёвой, Н. В. Новоторцевой, З. Е. Агранович, Н. Э. Теремковой, Е. В. Колесниковой, (некоторые тетради использую в электронном виде);
в группах логопедических сайтов интернета: в помощь логопеду, игры для дошкольников, игровая мозайка, выручалочка, дошкольное образование, логопед мастер.
Предлагаю вашему вниманию подборку записей из домашних тетрадей (слайды).
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. В апреле 2013 года вместе с родителями провела речевой праздник на тему: «Хоровод весны» с максимальной активностью родителей и детей. Дети на празднике читали стихи, танцевали, играли.
Использование разнообразных форм работы с родителями даё т определенный результат: дети активно участвуют в жизни детского сада, являются верными помощниками воспитателей, а это свидетельство того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.