Получи документы

Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье

Галина Кнутова
Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
▼ Скачать + Заказать документы

Лебедянь

МБДОУ комбинированного вида детский сад №2

Единство задач

коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье.

Кнутова Г. А.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис : в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребёнка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приёмами воспитания и развития ребёнка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Публикация «Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье» размещена в разделах

Дом, где воспитывается ребёнок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ДОУ и семья закрыты друг для друга, ребёнок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда, воспитателей и родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Основные задачи коррекционного обучения.

1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития и воспитания детей;

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

• Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

• Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребёнка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребёнку.

Родители предъявляют разные требования к ребёнку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестёр.

Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются :

o излишне негативная оценка деятельности ребёнка;

o распространение негативной оценки сторон деятельности ребёнка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;

o негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);

o противопоставление ребёнка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;

o резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:

- адаптация к неправильной речи ребёнка;

- многократные повторения одних и тех же упражнений;

- незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;

- недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;

- монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;

- частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;

- незнание индивидуальных особенностей ребёнка.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребёнка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.

В начале учебного года передо мной встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы, здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. В середине сентября, после логопедического обследования каждого ребёнка, зачисленного на занятия, приглашаются их родители на индивидуальные беседы. Целью этих бесед является:

- первичное знакомство,

- выяснение анкетных данных (Ф. И. О. родителей, возраст, образование, состав семьи и т. п. ,

- сообщение результатов диагностики речи их ребенка, - установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье.

А Н К Е Т А (на конец учебного года)

1. Фамилия, имя ребенка___

2. Довольны ли Вы речью своего ребенка?___

3. Какую работу по развитию речи Вы проводили дома (чтение книг, составление рассказов, словесные игры, подготовка к обучению грамоте и другое)___

4. Проявлял ли Ваш ребенок интерес к домашним заданиям?___

5. Как, с Вашей точки зрения, изменилась речь ребенка (стала лучше / стала хуже / осталась на прежнем уровне)___

6. Оправдан ли ожидаемый от коррекционных мероприятий результат?___

7. Как Вы думаете, стал ли Ваш ребёнок более усидчив и внимателен?___

8. Как Вы оцениваете помощь, оказанную учителем-логопедом Вам и Вашему ребёнку?___

9. Какие проблемы развития речи Вашего ребёнка Вас волнуют на данном этапе?___

10. Ваши пожелания педагогам дошкольного учреждения___

«___»___200__г. Подпись

Анализ ответов анкетирования даёт возможность правильно спланировать работу с родителями на следующий учебный год.

На общих и индивидуальных консультациях знакомлю родителей с речевым нарушением их ребёнка, необходимыми рекомендациями о том, как заниматься дома. Провела консультации на темы: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши».

Групповые родительские собрания провожу в виде практикумов, тренингов с использованием наглядности, которая обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом и презентаций.

Темы родительских собраний: «Как организовать логопедическое занятие дома», «Выполнение графических заданий», «Артикуляционная гимнастика», «Игра для детей – это сама жизнь», «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Провела семинар на тему: «Звуковой анализ слова»,на котором познакомила родителей с теорией по теме, провела практическую часть, дала рекомендации по играм.

Регулярно оформляю речевой уголок с лексической темой и советами работы над ней.

Практикую папки-передвижки по коррекционной работе с детьми.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются в индивидуальном порядке не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти, по формированию фонетической стороны речи.

Выполнение родителями рекомендаций учителя-логопеда способствует наилучшему закреплению изученного материала на логопедических занятиях и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

С первых дней обучения даю правила работы в домашних тетрадях:

1. Тетради выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник. 2. Домашнее задание ребёнок выполняет под руководством родителей в течение 10-15 мин в спокойной доброжелательной обстановке. 3. Выполнение всех заданий обязательно. 4. Весь речевой материал должен быть отработан. 5. Задания должны быть прочитаны ребёнку и выполняться до конца. 6. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать. 7. Все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка в тетрадь. 8. Графические задания ребёнок выполняет карандашами.

Материал для домашних заданий подбираю из логопедических тетрадей:

Т. А. Воробьёвой, Н. В. Новоторцевой, З. Е. Агранович, Н. Э. Теремковой, Е. В. Колесниковой, (некоторые тетради использую в электронном виде);

в группах логопедических сайтов интернета: в помощь логопеду, игры для дошкольников, игровая мозайка, выручалочка, дошкольное образование, логопед мастер.

Предлагаю вашему вниманию подборку записей из домашних тетрадей (слайды).

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. В апреле 2013 года вместе с родителями провела речевой праздник на тему: «Хоровод весны» с максимальной активностью родителей и детей. Дети на празднике читали стихи, танцевали, играли.

Использование разнообразных форм работы с родителями даё т определенный результат: дети активно участвуют в жизни детского сада, являются верными помощниками воспитателей, а это свидетельство того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Публикации по теме:

Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языкуДидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одеждыДидактическое пособие для обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста застегиванию одежды Цель: Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено мною с целью обучения детей элементам самообслуживания - самостоятельному застегиванию.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром»НОД «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста при знакомстве с окружающим миром» Задачи: Образовательные: -закреплять представления детей об осени, её характерных признаках, об осенних явлениях природы; -закреплять обобщающее.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Рекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семьеРекомендации для родителей по организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в семье Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 14:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Единство задач коррекционного обучения детей дошкольного возраста в ДОУ и семье» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кнутова (УИ 187215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД