Елена Терентьева
Комплексный подход в просвещении родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход в просвещении родителей
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи.
Публикация «Комплексный подход в просвещении родителей» размещена в разделах
1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов эмоциональной поддержки;
2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;
3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений;
4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.
Принципы взаимодействия с семьёй.
• Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Взаимоуважение!
• Индивидуальный подход. Обоюдная открытость предполагает обмен мыслями, переживаниями.
• Сотрудничество, а не наставничество: создать условия, чтобы мы сотрудничали, а не учили и не поучали родителей. Быть гибкими, то есть не придерживаться только своей точки зрения. Проявлять терпимость к мнению другого человека.
• Серьёзный подход к подготовке мероприятия для родителей. Заранее для себя набросать план мероприятия, чтобы родителям было интересно. Не пускать всё на самотё к: как пройдёт, так пройдёт, главное будет галочка о проведении. Родители этот настрой почувствуют и проигнорируют следующее ваше мероприятие.
• Динамичность. Детский сад не должен быть только в режиме функционирования, он должен постоянно развиваться, быстро реагировать, согласовывать свои действия с родителями.
• Обратная связь. Мы должны информировать родителей о результатах диагностики, анкетирования, тестирования. Воспитатель должен знать условия воспитания в семье, родители должны знать все условия воспитания в детском саду.
Взаимодействие с семьёй – задача всего коллектива детского сада!
Существует методика, позволяющая выстраивать отношения с родителями. В ней несколько этапов.
• Первый – «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрывает перед ними возможности совместной работы.
• Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.
• Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
• Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ.
Проблемные ситуации
во взаимоотношениях педагогов и родителей :
• Конфликты между родителями из-за детей;
• Родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
• Жалобы воспитателей на пассивность родителей;
• Невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.
Способы повышения авторитета воспитателя.
• Торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или за высокие показатели в работе по итогам года;
• Оформить красивое поздравление в холле ко дню рождения педагога;
• Организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
• Оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений.
• Важным моментом в предупреждении возникновения
проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
• Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Формы общения с родителями :
• Коллективные: Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Родительские собрания
Экскурсии.
• Индивидуальные беседы.
• Наглядно-информационные. Играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
• Дни открытых дверей;
• Интернет-сайт.
Для того, чтобы общения было плодотворным, мы должны выяснить методы воспитания в семье, стиль общения. В этом нам помогут:
• Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения родителей и детей (других членов семьи) без вмешательства со стороны наблюдающего.
Наблюдение должно быть целенаправленным;
Обычно проводиться в утренние часы приема или вечером во время ухода ребенка из детского сада;
Будьте наблюдательным педагогом ;
Создавайте специальные ситуации, неформальную обстановку.
- совместный труд
- досуг;
- совместная НОД с родителями и детьми ;
- подготовка и проведение праздников, развлечений;
- организация экскурсии.
• Беседа – это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка, увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.
• Индивидуальные беседы – форма общения педагогов и родителей предполагающая обмен мнениями по интересующим обе стороны вопросам.
С ее помощью можно решить следующие задачи:
Установить доверительные отношения с родителями;
Оперативно решить возникающие вопросы;
Получить дополнительные сведения о воспитанниках и условиях семейного воспитания;
Предоставить родителям необходимую информацию;
Разработать совместные действия по воспитанию ребенка;
Провести коррекцию воспитательных воздействий родителей и поведения ребенка;
• Анкетирование - метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы.
СОСТОИТ :
- Обращения к родителям;
- Преамбулы; (раскрытие цели и смысла опроса)
Вопросы «рабочее поле анкеты»
ВОПРОСЫ БЫВАЮТ :
Закрытые (имеется ряд возможных вариантов ответов, опрашиваемый выбирает один из них)
Открытые (позволяет родителям самостоятельно сформулировать ответ)
• Сочинение – метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме).
• Интервью. (можно проводить с детьми и с родителями)
Оценка состояния взаимодействия ДОО и семьи.
Высокий уровень: Отсутствие формализма в организации взаимодействия с семьей;
Учет родительских запросов и интересов;
Использование разнообразных форм взаимодействия;
Активная методическая поддержка профессиональных компетенций педагогов
Стремление к диалогу с родителями;
«Открытость» ДОО для родителей (лиц заменяющих родителей)
Средний уровень: Стремление администрации и педагога к активному взаимодействию
Минимальный учет интересов родителей;
Преобладание традиционных форм работы над не традиционными;
Организация досугов в основном в праздничные дни.
Низкий уровень: Формальный подход к осуществлению взаимодействия с семьями воспитанников;
Отсутствие учета интересов и запросов родителей (лиц заменяющих)
Бессистемное использование только традиционных форм взаимодействия с семьей;
Организация открытых мероприятий исключительно в дни праздников;
Отсутствие методической поддержки по повышению компетенции педагогов;
Не эффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьями воспитанников.
Критерии эффективности взаимодействия с родителями
• Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
• Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей.
• Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях.
• Появление у родителей осознанного отношения к воспитанию детей.
• Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей.
• Согласованность действий педагогов и родителей.
• Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
1. Воспитательные функции семьи и ДОО различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
2. Главным условием преемственности является
установление доверительного делового контакта
между семьей и детским садом.
3. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из
«зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса детей.