Анна Филиппова
Дыхательные упражнения для развития внешнего дыхания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.
Виды упражнений :
Публикация «Дыхательные упражнения для развития внешнего дыхания у дошкольников» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.
Звукодыхательные игры, как фрагмент занятия - 5 минут.
Звукодвигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке - 5 минут.
Звукоречевые игры как фрагмент занятия - 5 минут.
Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.
Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах.
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
• не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
• температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
• одежда не должна стеснять движений;
• не заниматься сразу после приема пищи;
• не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.
Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.
В процессе занятий дети получают знания о том, что:
• дышать надо носом;
• нельзя поднимать плечи при вдохе;
• в дыхании должен активно участвовать живот.
Дети приобретают навыки носового дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики - происходит подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.
На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры : "Бегемотик", "Качели", "Ныряльщики за жемчугом", рассматривание картинок, где изображены клювы (носы) разных животных и птиц.
Упражнение "Бегемотик". Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: "Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь" и сопровождает действия ребенка рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики,
То животик поднимается, то животик опускается.
Упражнение «Носы» Взрослый предлагает ребенку рассмотреть носы (клювы) у разных животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: "Вдыхай через нос и выдыхай через нос" и сопровождает действия ребенка рифмовкой:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он и я, и ты.
Упражнение «Сказочные герои делают зарядку» Вовлечение в работу нижних конечностей, движений туловищем (наклоны, сгибание и разгибание, вращение) способствует укреплению мышц диафрагмы и вспомогательных мышц. Для того, чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, предлагается вспомнить героев сказок: Буратино, Чипполино, Мальвину и др. Показать рисунки, сказать, что сказочные герои решили заниматься гимнастикой и предлагают ребятам поддержать их.
Упражнения этого этапа выполняются столько, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.
Сформированность грудобрюшного типа дыхания определяется визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка). Необходимо следить, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Ребенок может также самостоятельно осуществлять зрительный контроль над правильностью дыхания, выполняя упражнения перед зеркалом.