Елена Метальникова
Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Современная жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых очень актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Публикация «Дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика.
Очень важно, чтобы дети с ранних лет усвоили, что дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления здоровья ребенка и надежная профилактика ОРВИ.
Общее влияние дыхательной гимнастики на организм очень широкое:
• от дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность;
• правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней;
• медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью;
• правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения;
• дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Таким образом, в дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание, так как развитие правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией и без нее способствует, нормальному звукопроизношению, создает условия для нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Но нужно помнить и соблюдать необходимые требования при проведении дыхательной гимнастики :
• выполнять упражнения не более 5-10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей;
• проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;
• заниматься лучше до еды.
• заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
• дозировать количество и темп проведения упражнений;
• вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать - через рот;
• вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и плавно;
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
• необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика может быть использована в различных режимных моментах: во время утренней гимнастики; как часть физкультурного занятия; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей; в домашних условиях.
Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.
1. учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.
2. затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.
3. учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.
4. на следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).
Чтобы занятия дыхательной гимнастикой не были скучны ребенку, надо превратить их в игру.
Комплекс дыхательных упражнений :
• Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.
• «Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».
• «Ветерок кружит листочки». Чей листок улетит дальше? Катать по столу катушку или пузырек.
• «Лошадки фыркают». Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.
• «Кучер останавливает лошадку». Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.
• «Спутник». Дутье на маленький кусочек ваты («спутник»). Чей «спутник» поднимется выше?
• «Буря». Улыбнуться, просунуть распластанный язык между зубами. Сильно выдувать воздух, заставляя вибрировать губы и язык.
• «Кит выбрасывает фонтан воды». Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.
• «Сдуй снежинку с носа». С силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа.
• «Ураган». Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания.
• Игровое задание «Мячик – ямочка». Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха.
• «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2, продолжительный выдох ртом.
• Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
• «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе.
• «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» на одном выдохе.
• «Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
• Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?
• «Песенки лесных зверят». Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки. Произнесение та-э-и, а-э-и,а-э-и, а-э-и.
• «Гармошка». И. п. – стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать глубокий вдох через нос. Задержать дыхание на 1-2 секунды. Выдох через рот.
• Развитие силы выдоха: дутье через трубочку. Пускание мыльных пузырей. Сравнение продолжительности выдоха. Произнесение звука «ф» (длительный выдох, произнесение звука «т» (короткий выдох).
Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.
Зима
«Лыжник на прогулке». В течение двух минут имитируем ходьбу на лыжах. Выдыхая, произносим «м-м-м».
«Снежная метель» Из маленьких кусочков бумажных салфеток скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно с ускорением передвигаться к противоположному краю стола.
«Давай погреем ручки» Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Весна
«Плывут по морю лодочки». Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажные «лодочки», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «лодочку», подгоняя его другому «берегу». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Вызванный ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.
«Жук-дровосек» Садимся на пол скрестив руки на груди, голова опущена вниз. Напрягаем грудную клетку, произнося звук «ж-ж-ж» - выдох. Теперь разводим руки в стороны, расправляем плечи голову держим прямо - вдох.
“Пчелка села на цветок” Ребенок делает свободный вдох, на выдохе произносят “з-з-з” представляют, что пчелка села на цветок.
Лето
«Брось мяч в корзину». Бросаем мяч вперед от груди. Выдыхая, произносим длительное «у-х-х». Повторяем упражнение 5-6 раз.
«Пилим-пилим мы дрова» Встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
«Лопнул шар» Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шаре - «ш-ш-ш».
«Носик нюхает цветок» Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
Осень
«Сорви яблочко» Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоко - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.
«Войди в осенний лес» На картинку с осенним лесом, размером с четверть альбомного листа, наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что деревья (крона дерева) находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно осенний лес.
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.