Елена Терещенко
Дыхательная гимнастика в игровых упражнениях
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика в игровых упражнениях.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Соответственно от дыхания зависит звукопроизношение, артикуляция и голос ребенка. Постоянные занятия с использованием дыхательной гимнастики помогают сформировать правильное речевое дыхание с удлиненным постепенным выдохом. Это дает возможность получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков, которые помогают научиться ребенку правильно произносить различные речевые звуки
Соответственно, для повышения эффективности коррекции произношения мной была создана картотека упражнений дыхательной гимнастики.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
• Проводить дыхательные упражнения необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
• Не рекомендуется проводить сразу после плотного приема пищи. Лучше проводить натощак.
• Ребенок должен чувствовать себя комфортно, ни что не должно стеснять его движений.
• Во время выполнения упражнений важно следить за тем, чтобы не напрягались мышцы шеи, рук, груди.
• Необходимо, чтобы ребенок четко выполнял инструкции логопеда, такие как: не надувать щеки; набирать воздух носом, выдыхать ртом; держать губки трубочкой, контролировать силу выдоха и т. д.
• Главное при выполнении упражнений и игр помнить об индивидуальной нагрузке для каждого ребенка, чтобы избежать гипервентиляции легких, сопровождаемой головокружением и другими неприятными симптомами.
Картотека упражнений дыхательной гимнастики
1. «Накорми смешариков». Заготовки фигурок смешариков с вырезанным ртом прикрепляются на коробочку. В качестве еды используются маленькие разноцветные помпоны. Ребенку необходимо вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на помпон, стараясь, чтоб он попал в рот смешарику. Фигурку смешарика можно использовать одну или сразу несколько.
2. «Разноцветные перышки». Рот приоткрыть, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на перышко, лежащее на кончике носа.
3. «Силачи». Улыбнуться, положить передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно, так чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.
4. «Гонки». Площадка из картона представляет собой дорожки для мячиков для настольного тенниса-бегунов. Дети берут трубочки для коктейлей и создавая через них «ветер» начинают бег. Победит тот, кто быстрее доведет своего «бегуна» до финиша.
5. «Кто дальше?». На столах лежат легкие фигурки машинок, самолетов и кораблей. Каждый ребенок выбирает себе фигурку, которую будет представлять и садится напротив нее. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Для разных фигурок обозначается движение сигналами: «полетели», «поплыли», «поехали». Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.
6. «Цветные человечки». На столе в ряд выставляются легкие маленькие фигурки человечков разного цвета. Ребенка просят сдуть как можно больше человечков за один выдох. Таким способом можно устроить соревнование между детьми. Кто больше повалит фигурок.
Или еще вариант, просим сдуть человечков определенного цвета из этого ряда, но остальные человечки должны остаться стоять на месте.
7. «Мыльные фантазии». Гладкая поверхность смачивается раствором для мыльных пузырей. Дети с помощью трубочек для коктейлей надувают на поверхности пузыри разного размера, похожие на холмы. Один ребенок может создавать разные узоры и фигуры, надувая несколько пузырей разного размера рядом друг с другом, или в большом пузыре, несколько маленьких.
Можно проводить соревнования между детьми: кто больше надует мыльный холм на одном выдохе; надуй такой же холм или узор, как у меня.
8. «Мореплаватели». Наполнить емкость водой и научить ребенка дуть на легкие предметы (яйца от киндер-сюрпризов, мелкие пластмассовые игрушки, фигурки из бумаги). В емкость устанавливается сооружение в виде моста и ребенок пытается воздушной струей продвинуть свой кораблик до моста, через мост или под мост. Можно устроить соревнования, кто быстрее/кто точнее доставит кораблик до определенного места.
9. «Прятки». На дно прозрачного контейнера насыпаем какой-либо легкий наполнитель (мелкие бумажки, конфетти, песок, манка и др.). Под контейнер кладется предметная или сюжетная картинка. Ребенок ложен назвать или описать картинку, но для это необходимо раздувать наполнитель коктейльной трубочкой. Наполнитель контейнера можно каждый раз менять или ребенок может выбирать его самостоятельно. А также эту игру можно использовать для автоматизации поставленного звука, используя определенные картинки.
10. «Фонтан». Берем 2 пластиковых прозрачных стаканчика. Один наполняем почти полностью, другой меньше половины. Предлагаем ребенку поиграть в фонтан. В стакан, где мало воды, нужно дуть через трубочку сильно. А в другой слабо. Главное, чтобы вода не проливалась.
Еще вариант использовать несколько цветов фонтанов. Наливаем в 2 пластиковых стаканчика аналогично подкрашенную воду синего цвета и в 2 других желтого. И просим ребенка сделать желтый маленький фонтан, синий большой и т. д. При этом стараемся не проливать воду и не надувать щеки.