Нечаева Айнура Исмаиловна
Дыхательная гимнастика по темам недели в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
№1 «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
№2 «Хомячок»
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
№3 «Сбор урожая»
Цель: развитие физиологического дыхания.
Публикация «Дыхательная гимнастика по темам недели в старшей группе» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Старшая группа
- Темочки
ИП ребенок стоит прямо, поднимает руки вверх, чтобы достать яблоко с высокой ветки – вдох. Пауза в 3 секунды (ведь яблоко надо достать и сорвать). Опустить руки, наклониться вперед и вниз –выдох (яблоки надо положить в корзину.)
№4 «На грядке»
Цель: развитие физиологического дыхания.
Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку)
№5 «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
№6 «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
№7 «Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох, То животик опускается (выдох).
№8 «Шитье одежды»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса
Шьем одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. (Подуть на больное место)
продолжительный вдох через рот, произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй.»
№9 «Подуй на флажок»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
Глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот.
№10 «Чайная посуда»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу, ладони подняты кверху. Поворот вокруг себя – вдох носом; на выдохе произносить «Дзынь-ля-ля». Повторить 3-4 раза.
№11 «Сдуваем пылинки»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
При повороте головы прямо- вдох, вправо –выдох, произносится (ПФ); прямо- вдох, влево-выдох, произносится (ПФ). Повтор 3 р.
№12 «Моя семья»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Братик плачет. Произносить звук (А) (громко, тихо, шепотом).
Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а».
Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пяпе, би-бя-бю»
№13 «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
№14 «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
№15 «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
№16 «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
№17 «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
№18 «Игра в снежки»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Для игры нужна вата, смятая в небольшие комочки. Ребенок кладет «снежок» на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на ватку, стараясь сдуть ее с ладони. Следить чтобы щеки не надувались.
№19 «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
№20 «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком 5-6 раз.
№21 «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
№22 «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
№23 «Пулеметчик»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Вдох носом, на выдохе протяжно произнести негромко (трата-та-та-та). Выдох должен быть плавным, не должно быть напряжения.
№24 «Самолетик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
У каждого ребенка в руках самолетик на ниточке. Дети дуют на самолётик. Победит тот, у кого выше полетит.
№25 «В саду»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Мы гуляем по саду. Цветут вишни, яблони, груши. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный и бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.
№26 «Мамины духи»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вдох через нос и ровный выдох через рот. Повтор 3-4 раза.
№27 «Аромат цветов»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть произнося: «А-а-ах!»
№28 «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
№29 «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторить 6-7 раз.
№30 «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторить 6-8 раз.
№31 «Летим на ракете»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки – вдох. Долгий выдох –покачивание из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у». повтор 4-6 раз.
№32 «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
№33 «Гуси-лебеди»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
При вдохе опускаем «крылья» и произносим «гу-у!» или «кур-лы-лы!». Чередование вдох-выдох. Повтор 3-4 раза.
«Лебедей прекрасных клин
Над просторами равнин
В синем небе пролетает,
Нас с тобою окликает:
«Кур-лы, кур-лы, -он кричит.
Дальний путь нам предстоит.»
№34 «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
№35 «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
№36 «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.