Светлана Виноградова
Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.
Публикация «Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых :
Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т. е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
В своей логопедической практике на коррекционных занятиях я широко применяю различные дыхательные упражнения, различные тренажеры для развития дыхания.
Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
При работе с такими ситуациями можно воспользоваться специальными методиками, которые может применить любая мама, введя их в повседневную жизнь малыша. Условно приёмы по развитию правильного речевого дыхания можно разделить на три подгруппы:
1. Упражнения. Зажать правую ноздрю пальчиком правой руки — глубокий вдох, выдох ротиком, медленно и плавно. Всё повторяем с левой стороны. Упражнение повторяем 5-10 раз
Ребёнок лежит на спине на коврике, мама ему на животик кладёт игрушку (например, резиновую уточку). Сейчас уточка будет плавать на волнах: вдох-животик надулся, плавный выдох-животик втянулся.
2. Игры.
• Катание друг другу через стол посредством выдыхаемой струи воздуха маленьких машинок, фломастера, шарика, одним словом любого катающегося предмета.
• Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега, снежинки, конфетти, пушинки.
• Мыльные пузыри! Надо надуть самый большой! Можно посоревноваться с мамой или другом.
• Сделать из бумаги кораблики, налить в большую тарелку воды, спустить кораблики на воду и взять на себя роль «попутного ветра». Чей кораблик доберётся быстрее до берега!
• Сделайте ворота из подручного материала (коробка, конструктор, возьмите лёгкий шарик от настолько тенниса и поиграйте с ребёнком в футбол. Нужно дуть на шарик и загнать его в ворота. 3. Забавы. Приучите ребёнка пить его повседневные напитки через трубочки.
• Но это ещё не всё : в стакан можно налить простой воды и устроить бурю в стакане, выдыхая воздух через трубочку. Эта игра очень нравится детям. Можно посоревноваться, у кого буря в стакане будет сильнее.
• Задувание свечи. Будьте осторожны, выполняя это упражнение! Можно задувать свечу с разного расстояния, можно воздушной струёй наклонять пламя. Самое интересное, что дети, когда видят, что зажглась свечка, успокаиваются; можно начать говорить шепотом, создавая таинственную атмосферу (очень эффектно делать это когда стемнеет).
• Вспомните губные гармошки, дудочки, выдувные язычки, свистульки из производства народных промыслов – дети от них в восторге. Не забудьте о надувании воздушных шариков.