Привалова Наталья Николаевна
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика многих заболеваний и предпатологических состояний может осуществляться средствами физического воспитания. Один из путей решения проблемы - целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно – оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Важное место в программе оздоровления принадлежит дыхательным упражнениям, способствующим становлению и укреплению кардиореспираторной системы и на этом фоне – повышению работоспособности, общему оздоровлению организма. Высоким оздоровительным потенциалом обладает хорошо известная система парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, которая могла бы стать важным компонентом в физкультурно – оздоровительной программе дошкольного учреждения.
Публикация «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Наиболее благоприятный период для начала занятий специальными дыхательными упражнениями приходится на возраст от 3до 7 лет, когда только закладывается основы физической культуры личности, здорового отношения к себе и окружающему миру, формируется потребность в систематических занятий физическими упражнениями и спортом, идет активный процесс познания себя. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхания попеременно через левую и правую ноздри влияют на функцию мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Дыхание бывает нижнее или «брюшное», диафрагмальное; среднее или «реберное», верхнее или «ключичное», смешанное или «полное дыхание йогов». Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания. Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объём воздуха; при глубоком – помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого, меняется чистота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
Используемая литература.
И. В. Никишина. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. Интернет ресурсы.