Виктория Нагорная
Дыхательная гимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Правильное дыхание позволяет сохранить внутренние органы здоровыми, а также поддержать деятельность нервной системы, пищеварительного тракта, укрепить иммунную систему. Дыхательная гимнастика для детей очень полезна, ведь они более, чем взрослые, подвержены заболеваниям ЛОР-органов, простудным заболеваниям, склонны к снижению иммунитета. Главная цель занятий – профилактика этих состояний. Правила выполнения процедур можно объяснить ребенку уже по достижению им 2-3-летнего возраста.
Публикация «Дыхательная гимнастика для дошкольников» размещена в разделах
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний, тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики : лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: укрепление физиологического дыхания детей (без речи). тренировка силы вдоха и выдоха. Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие: -положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани; -способствует восстановлению центральной нервной системы; -восстанавливает нарушенное носовое дыхание. УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Упражнение "Задуй свечку" Описание упражнения : Ребенок держит полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Предложите ему медленно и тихо подуть на "свечу" так, чтобы "пламя свечи" отклонилось. Упражнение "Сдуть с руки снежинку" Описание упражнения : Положите на ладонь ребенку маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ваткой на уровне рта, ребенок на выдохе сдувает ватку. Можно предложить подуть так, чтобы ватка улетела как можно дальше.
Упражнение "Горячий чай" Описание упражнения : Предложите ребенку подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на горячий чай. Упражнение "Воздушный шар" Описание упражнения: Предложите ребенку развести перед собой руки, изображая "воздушный шар". Во время выдоха ребенок произносит звук "ф-ф-ф" и скрещивает руки на плечах. Упражнение "Часики". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз. Упражнение "Трубач". Сесть, кисти сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4-5 раз. Упражнение "Петух". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бёдрам. Выдыхая, выдыхая произносить «ку-ка- ре-ку». Повторить 5-6 раз. Упражнение "Каша кипит". Сесть, одна рука на животе, другая – на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании – выдох. Выдыхая, громко произносить «ф- ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. Упражнение "Паровозик". Ходить по комнате, делать попеременные махи согнутыми в локтях руками И проговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 сек. Упражнение "На турнике". Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад за голову – долгий выдох. Выдыхая произносим «ф-ф-ф-ф- ф». Повторить 3-4 раза. Упражнение "Шагом марш!" Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить высоко поднимая колени. На два шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течении 1,5 мин. Упражнение "Летят мячи". Встать прямо руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперёд. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз. Упражнение «Насос».
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6-8 наклонов в каждую сторону. Упражнение «Регулировщик». Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение руки и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5-6 раз. Упражнение «Вырасти большой». Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз. Упражнение «Лыжник». Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 мин. На выдохе произносим «м-м-м-м-м». Упражнение «Маятник». Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать над головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносится «т-у-у-у-х-х». сделать 3-4 наклона в каждую сторону. Упражнение «Гуси летят». Медленная ходьба в течении 1-3 мин. Поднять руки в стороны – вдох, опустить вниз – выдох, произносить «г-у-у-у-у». Упражнение «Семафор». Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны – вдох, медленно опустить вниз – длительный выдох, произносится «с-с-с-с-с». Повторить 3- 4 раза.
Нужно внимательно следить за ребенком во время выполнения комплекса упражнений. Особенно это важно для деток 2-3 лет, когда они не в состоянии сказать словами о своем плохом самочувствии. Если у ребенка определяются изменение окраски кожных покровов или посинение носогубного треугольника необходимо незамедлительно прекратить упражнения.
Другим важным моментом является дрожь в конечностях или их онемение. Это указывает на то, что ребенок очень часто дышит. Это может негативно сказаться на его состоянии. В таком случае нужно попросить малыша подышать глубоко около минуты.