Петухова Татьяна
Дыхательная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение произвольно контролировать ды-хание развивает самоконтроль. Дыхательные упражнения эффективны для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, лёгкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойны-ми плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки.
Публикация «Дыхательная гимнастика» размещена в разделах
На этапе освоения глубокого дыхания ребёнку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе – опускается вниз.
Дыхательные упражнения используются для совершенствования навыков дыхания.
Правила дыхания при выполнении упражнений.
• Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.
• Свели руки перед грудью и опустили вниз – вдох.
• Наклонили туловище вперёд, влево, вправо – делаем выдох.
• Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.
• Подняли ногу вперёд или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.
• Опустили ногу, отвели её назад, выпрямили из приседа – делаем вдох.
• Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.
Примерные упражнения.
Ветер.
Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал: (вдох)
«В-в-в-в!» (выдох)
Дул он долго, зло ворчал
И деревья все качал: (вдох)
«Ф-ф-ф-ф-ф» (выдох)
Гудок паровоза.
Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1-2 сек., с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинён). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счёта. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счётов).
Гуляем на полянке.
В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи – выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, перешагивая предметы).
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постуки-вать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и дея-тельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Дыхательные упражнения
1. Исходное положение – сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребёнку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.
2. Исходное положение – сидя на полу. Ребёнок кладёт одну руку на грудь или живот и акцентирует внимание на том, как на вдохе рука поднимается, а на выдохе опускается. За-тем в такт с дыханием другой рукой он показывает, как дышит (на вдохе рука поднимается до уровня груди, а на выдохе – опускается). Далее ребёнок должен плавно и медленно поднимается и опускается, руку или обе руки одновременно в такт дыханию, но уже на определённый счёт (на 8, на 12).
3. Исходное положение – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
4. Исходное положение – сидя на коленях или на пятках, ноги вместе. Прямые руки рас-ставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вы-тянутых во вне. С вдохом проворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом вниз.
Очищающее дыхание
Учитель: «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на ко-лени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленно взором посмотрите в центр своей груди. Когда вы вдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде дыма, долетает до дверей комнаты. А когда вы вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.). Можно выдыхать своё беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, лёгкость. Вдох – пауза, выдох – пауза.
Кто и как?
1. Как пыхти тесто?
«Пых-пых-пых…»
2. Как паровоз выпускает пар?
«Из-из-из…»
3. Как шипит гусь?
«Ш-ш-ш…»
4. Как мы смеёмся?
«Ха-ха-ха…»
5. Как воздух выходит из шарика?
«С-с-с…»
6. Подули на одуванчик. Дуем на раскры-тые ладони.
«Ф-ф-ф…»
Руки к солнцу поднимаю
Руки к солнцу поднимаю,
И вздыхаю, и вздыхаю,
Опускаю руки вниз,
Выдох – паровоза свист.
На четыре – вдох глубокий,
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре.
Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счёта – вдох, на четыре – выдох.