Наталья Боярчук
Двухнедельный экологический проект «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Двухнедельный экологический проект по теме «Рыбы»
Конспект заключительного занятия
«Рыбы реки Уссури» в старшей группе
Подготовила: Боярчук Н. А.
Задача: последовательное формирование у дошкольников целостной картины окружающего мира, ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Цели:
Публикация «Двухнедельный экологический проект „Рыбы“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Расширять знания о реке Уссури и о её обитателях – рыбах;
• Дать представление о чешуе для жизни рыб.
• Развивать:
- познавательный интерес детей, их экологическое сознание;
- умение логически мыслить и рассуждать;
- навыки проведения опытов, умение следовать инструкции;
• Способствовать осознанию взаимосвязи человека и природы;
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, обитателям рек.
Образовательная область «Развитие речи»
• Обогащать словарный запас детей, активизировать монологическую и диалогическую речь;
Образовательная область «Физическое развитие» :
-сохранение здоровья детей с помощью использования здоровьесберегающих технологий: динамической паузы, подвижных игр;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- учить выполнять работу по моделированию речного дна с помощью нетрадиционных техник.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
- поощрение стремления детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
- совершенствование устной речи;
- продолжать развивать умение сдержанно, эмоционально рассказывать об интересных фактах, событиях; излагать свои мысли понятно для окружающих.
- уметь выслушивать чужое мнение;
- воспитывать чувство взаимопомощи, умение радоваться успеху других.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстрированных книг, альбомов: «Рыбы наших вод», «Аквариумные рыбки», «Обитатели рек и озёр», «Морские обитатели», «Загадки об обитателях водоёмов».
• Беседа на тему «Что такое Родина?», «Что я знаю о своём посёлке», «Кто живёт на нашей территории», «Что такое заповедник» «Наша река», «Почему нужно беречь природу?», «Кто живёт в реке», «Отдых у реки», «Правила поведения у реки».
• Просмотр презентаций «Край, в котором я живу», «Моя малая родина- посёлок Горные Ключи», «Рыбье царство», «Растения родного края», «Дикие животные Приморского края»
• Чтение рассказов: «Рыбка» Т. М. Бондаренко. «Сказка про Сазанчика» И. Токмаковой.
• Разучивание стихов, пословиц.
• Рассматривание иллюстраций на тему: «Берегите живое».
Материалы и оборудование:
Книжки – малышки сделанные с родителями про рыб живущих в реке Уссури, образцы чешуи, картины – схемы, карандаши, листы бумаги белого цвета 10Х10 см., микроскоп, лупы по количеству детей, рисунок реки, вырезанные речные рыбки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети, под песню В. Я. Шаинского «Ужасно интересно нам, то, что неизвестно» взявшись за руки, входят в лабораторию в халатах и колпаках, становятся в полукруг. Ребята, а вы хотите побыть сегодня юными исследователями?
Да.
Загадка:
Ребята, послушайте загадку и отгадайте
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.»
- Как вы думаете, что это? (ГЛОБУС)
- Верно, это глобус.
- А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей Земли)
-Какого цвета глобус? (Голубого, коричневого, зеленого, желтого и т. д.)
-А что обозначается на глобусе коричневым цветом? (Суша)
- Какого цвета на глобусе больше всего? (Голубого)
- Что обозначено этим цветом? (Вода)
- Посмотрите на глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?
Давайте проверим, так ли это. Мы с вами проведем опыт:
- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша (отложить четвертинку яблока на блюдце, а вот что осталось, т. е. 3 части- это вода.
- Так много или мало воды на Земле? (много)
- Кто сделает вывод? («Большая часть планеты занята океанами, морями и реками)
Основная часть: Дети садятся за столы:
-Ребята, а кто знает как называется край в котором мы с вами живем?
-Приморский край
-А как называется наш поселок?
-Горные Ключи
Молодцы, а назовите мне речку которая протекает в нашем поселке?
-Река Уссури.
-Правильно.
-Ребята, отгадайте загадку:
«Чешуя – кольчужка
Серебром горит
Не птица, не зверюшка
И не говорит!» (рыба).
- Догадались, о ком пойдет сейчас наша беседа? – о рыбках.
- Кто всю жизнь проводит в воде? (Рыбы).
- А кто мне расскажет поподробнее, где живут рыбы? Верно, рыбы живут в море, реках, озерах, а еще есть рыбки, которые живут в аквариумах. А как называются рыбы, которые обитают в море? Верно морские.
А те, которые живут в реках? Речные
-А как называются рыбы, которые живут в аквариуме? Да, аквариумные.
Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.
- А мы сегодня побеседуем о рыбах, живущих в нашей прекрасной реке Уссури. Знаете о каких рыбах будем беседовать? (о речных рыбах, можно еще сказать: о пресноводных рыбах, т. к. вода в реках не соленая, а пресная)
-Рыбье царство – гордость реки. А назовите, каких рыб речных вы знаете?
-Дети перечисляют название рыб. (показ фотографий рыб)
А вы ребята дома со своими родителями готовили книжки про рыб, кто хочет рассказать о речной рыбе?
-Дети рассказывают о рыбах.
-Молодцы, мы много нового узнали о рыбах которые живут в нашей реке Уссури.
Физминутка
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Прячьтесь скорее, чтоб не проглотил
(убегают).
- Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
Дети: К живой.
- Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются
Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб? (К живой).
Схема размножения рыб:
- Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.
1. Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш.
2. Потом из ИКРИНКИ вырастает малёк.
3. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
- Ребята, как вы думаете, слышат ли рыбы? (они слышат звуки, хоть у них нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо).
-А кто знает, почему рыбы не тонут (Ответы детей)
- У рыбы есть плавательный пузырь.
- Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, его объем уменьшается, рыба идёт вниз.
- А когда нужно подниматься – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде.
Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
-А чем же дышат рыбы? (жабрами) (картинка).
-При дыхании у рыб двигаются жаберные крышки на голове.
- Какими органами мы с вами дышим? (носом, легкими).
Предложить детям глубоко вдохнуть.
-Что мы вдохнули? Воздух. Он вокруг нас, но мы его не видим, т. к. он невидимка, прозрачный.
- Рыбы, как и люди, дышат … (воздухом).
- Есть ли воздух в воде? А это мы сейчас узнаем.
Опыт «воздух в воде».
Воспитатель предлагает детям взять стакан с водой. Один конец трубочки опустить в воду, а другой взять в рот и осторожно подуть.
-Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, он в воде виден в виде пузырьков. Бросьте кусочек пластилина и на него тут же начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Это и есть воздух.
-В любом водоеме есть воздух, им дышат речные обитатели. Откуда же он берется в воде? ( Дети: из окружающей среды, насыщают воду кислородом растения, растущие на дне рек).
-Рыбам для хорошего самочувствия нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются : они подплывают к поверхности и хватают воздух ртом над водой.
-А в какое время года в реке воздуха мало?
Дети: Зимой, когда вода замерзает и превращается в лёд.
Воспитатель: - Иногда лед бывает очень толстый - не только ходить, даже ездить можно по нему.
Вот тогда – то рыбам несдобровать! Как вы думаете, хорошо им живётся подо льдом? (рассуждения и высказывания детей).
Предложить закрыть нос и не дышать. Легко ли вам без воздуха? И рыбам порой его так не хватает.
Из-за толстого слоя льда, нет доступа воздуха к воде.
Рыбы хоть и подплывают к поверхности воды, но мало толка, только бьются об лед, а воздуха вдохнуть не могут.
- Как же мы с вами, люди, можем помочь рыбам? Чтобы они не задохнулись и не погибли зимой? (Прорубить окошки-лунки, проруби)
- Чем же можно прорубить лунки? (при помощи лома, ледоруба, бура, различных рыбацких приспособлений)
-Воздух будет поступать к воде, смешиваться с ней и это спасёт рыб.
Этим занимаются работники рыбнадзора, да и рыбаки, когда приходят на зимнюю рыбалку, помогают им в этом!
- Ребята, отгадайте мою следующую загадку.
«У родителей и деток вся одежда из монеток». Что это такое? (чешуя) Фото чешуи.
Большинство рыб имеет чешую, которая может различаться размерами, толщиной, но вся чешуя выполняет несколько функций.
Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придаёт телу упругость, эластичность, обеспечивает рыбе большую скорость движения.. Чешуя помогает рыбе плавать в воде и защищает её от зубов хищников.
Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. Я открою вам тайну - по колечкам, можно узнать ее возраст.
-А вы хотите рассмотреть чешую рыб.
Опыт: Рассматривание чешуи под микроскопом по очереди, затем дети проходят за столы продолжают рассматривать чешую через увеличительное стекло.
Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите листочки и нарисуйте то, что вы увидели. Дети рисуют чешуйки рыб.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что изображено на этой картине?
Речка.
-Правильно, а скажите кого здесь не хватает? (рыб)
-Давайте запустим речных рыб в речку. Подходите к столам, там лежат вырезанные рыбки, намажьте их клеем и приклейте.
Воспитатель: - Вы гордитесь тем, что живёте на берегу такой прекрасной реки «Уссури»? (Да).
Воспитатель: Почему?
Дети: - Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.
Воспитатель: - А люди порой относятся к реке и её обитателям небрежно. Не соблюдают «правила этикета».
Воспитатель: - Как же мы все должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство наших рек, рыбье царство и всех обитателей? Ответы детей.
А давайте послушаем стихи которые выучили наши ребята, как надо заботится и охранять природу.
1-й ребёнок
У живности свои заботы,
И каждая – дитя природы.
А для природы все важны,
Полезны очень и нужны!
2-й ребёнок
У реки свои зверюшки:
Улитки, рыбки и лягушки…
И хоть их водится тут много
Ты их, пожалуйста, не трогай!
3-й ребёнок
Если речку не беречь
Перестанет речка течь
Зарастет высокою
Острою осокою
4-й ребёнок
Ты разный сор в траве не оставляй,
Не зарывай в песок и в воду не бросай!
Не засоряй прекрасный водоем –
Ведь мы еще не раз сюда придем!
5-й ребёнок
Ты у реки и в ней – велосипед не мой!
На нем ведь масло, грязь, мазут.
Речные обитатели умрут!
Такая грязная вода –
Для рыбок настоящая беда!
Воспитатель: А какие вы знаете поговорки и пословицы о природе?
Дети:
-Кто природу губит, тот свой народ не любит!
-Кто умеет добрым быть, сможет природу беречь и любить!
-Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Воспитатель: Наш девиз всегда таков: Любить! Познавать! Беречь! Умножать!
Дети прощаются с гостями и под музыку «Ужасно интересно нам, то, что не известно» выходят из лаборатории.