Веста Реброва
Движения организма и речевая моторика
▼ Скачать + Заказать документы
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в наших занятиях с детьми.
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.
Публикация «Движения организма и речевая моторика» размещена в разделах
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.
Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих ровесников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве известных композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно «гоняющий» на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем. Что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его одноклассник-немузыкант.
Значение развитой речи при воспитании ребё нка общеизвестно: главная суть речи – осуществлять у малыша функцию общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. Практикование тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счёт удовольствия, с которыми дети занимаются пальчиковыми тренингами.
Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Неприятная тенденция! А происходит это потому, что родители меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-аудио-видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей насаждаемой информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективно для развития ручной моторики. Сравните: не так давно, чтобы зашнуровывать ботинки, детям приходилось выполнять до десятка разных операций – определённым образом продевать шнурки в пробитые для них отверстия, затягивать их до нужного уровня, завязывать предназначенными для этой цели узлами и бантиками. Вот сколько действий предстояло выполнить только на одной стадии одевания! В настоящее же время одежда и обувь снабжены липучками и застёжками-молниями. Удобно? Да! Экономно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.
Выход здесь один – давать специальную дополнительную нагрузку на кости и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
Стихи – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки.
К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую свободной, тем самым – дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.
Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребёнок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно тем детям, у кого имеются трудности при освоении речи.
Все подобные игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребёнка – его пространственно- образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе, ведь наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Потому что школа даёт большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при чтении и обучении письму.
Помимо тех, невидимых ребёнку процессов, которые происходят внутри него, он вдруг отмечает, что сегодня удержал уже 6 шариков, «Проглот» съел уже весь платок, пружинка сегодня ни разу не упала и т. д., да и стишок без помощи он рассказал.
Это придаёт ребёнку уверенность в себе. И я обязательно найду время отметить успех ребёнка, его удачу.