Приложение МААМ

Движения организма и речевая моторика

Веста Реброва
Движения организма и речевая моторика
▼ Скачать + Заказать документы

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в наших занятиях с детьми.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.

Публикация «Движения организма и речевая моторика» размещена в разделах

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих ровесников. И это происходит не только за счёт того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, узнавая о творчестве известных композиторов. Но и потому, что игра на инструментах обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что и стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит, ребёнок, ежедневно «гоняющий» на клавиатуре рояля скучные гаммы, занимается тем. Что обеспечивает себе больший развивающий потенциал, чем его одноклассник-немузыкант.

Значение развитой речи при воспитании ребё нка общеизвестно: главная суть речи – осуществлять у малыша функцию общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. Практикование тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счёт удовольствия, с которыми дети занимаются пальчиковыми тренингами.

Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Неприятная тенденция! А происходит это потому, что родители меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-аудио-видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей насаждаемой информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективно для развития ручной моторики. Сравните: не так давно, чтобы зашнуровывать ботинки, детям приходилось выполнять до десятка разных операций – определённым образом продевать шнурки в пробитые для них отверстия, затягивать их до нужного уровня, завязывать предназначенными для этой цели узлами и бантиками. Вот сколько действий предстояло выполнить только на одной стадии одевания! В настоящее же время одежда и обувь снабжены липучками и застёжками-молниями. Удобно? Да! Экономно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга.

Выход здесь один – давать специальную дополнительную нагрузку на кости и мускулы кистей рук. В этом смысле пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Стихи – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трёх лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. От трёх до четырёх лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки.

К четырём годам нормально развитый ребёнок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую свободной, тем самым – дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребёнок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно тем детям, у кого имеются трудности при освоении речи.

Все подобные игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребёнка – его пространственно- образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.

Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе, ведь наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Потому что школа даёт большую нагрузку на глаза ребёнка и на его кисти – при чтении и обучении письму.

Помимо тех, невидимых ребёнку процессов, которые происходят внутри него, он вдруг отмечает, что сегодня удержал уже 6 шариков, «Проглот» съел уже весь платок, пружинка сегодня ни разу не упала и т. д., да и стишок без помощи он рассказал.

Это придаёт ребёнку уверенность в себе. И я обязательно найду время отметить успех ребёнка, его удачу.

Публикации по теме:

Стихи о функциях работы организма «Узнай всё о себе» "Узнай всё о себе" Охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с помощью воспитания здоровьясберегающего поведения детей, построенного.

Закаливание организма детей от 2–3 лет Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения является естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее.

Анкета для родителей «Что такое мелкая моторика?» Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться.

Двигательная активность как средство укрепления организма дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14» г. Красноармейска Саратовской области Подготовила:.

Консультация для родителей «Движение — насущная потребность детского организма » Подготовила:Оганнисян Елена Олеговна Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Ко мне, как.

Консультация «Мелкая моторика для детей от 3 до 5 лет» Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений.

Планирование «Мелкая моторика» в первой младшей группе ОКТЯБРЬ[/b] ШНУРОВКИ – постоянно ТЕМА 1. Нанизываем кольца. Задачи: • формировать умение нанизывать кольца на стержни; • развивать глазомер;.

Речь и мелкая моторика Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором.

Школа для родителей «Речь и моторика» Цель: Показать родителям взаимосвязь развития речи и мелкой моторики. Познакомить с приемами и методами ее развития. Речь – это исторически.

Мелкая моторика развивает малышаМелкая моторика развивает малыша «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Движения организма и речевая моторика
Опубликовано: 26 марта 2016 в 20:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Движения организма и речевая моторика» (включая файлы) размещена пользователем Веста Реброва (УИ 399777) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД