Татьяна Басова
Закаливание организма детей от 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Основными средствами закаливания воспитанников дошкольного учреждения является естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольшее значение в системе закаливания дошкольного учреждения должно придаваться воздушному закаливанию. Это обосновывается тем, что организация воздушных ванн не требует создания специфических условий и доступна в любом учреждении, а также показана детям с любым уровнем здоровья. Самый простой способ воздушного закаливания – это максимально облегченная одежда (до трусиков) на физкультурных занятиях и принятие воздушных ванн после дневного сна. Хороший эффект воздушного закаливания достигается при систематическом проведении физкультурных занятий на свежем воздухе в специальной одежде. Несмотря на то, что дети одеты, во время активных движений микроструйки воздуха буквально «омывают» тело ребенка, тренируя его терморегуляционный аппарат.
Публикация «Закаливание организма детей от 2–3 лет» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Организация водных закаливающих процедур требует специальных усилий педагогического и вспомогательного персонала. Но эти усилия не так уж сложны и затратны. В дошкольном учреждении могут быть организованы элементарные водные закаливающие процедуры, относящиеся к категории щадящих. Это влажное растирание, ходьба по мокрым дорожкам, обливание стоп и голени, погружение на 2-3 секунды ног в воду, обширное умывание (лицо, руки до локтя, верхняя часть груди, принятие прохладное душа, обливание прохладной водой из ведерка.
Разумеется, все эти процедуры согласовываются с медицинской службой и родителями, а программа закаливания водой утверждается на медико – педагогическом совете.
Солнечные процедуры принимаются детьми в соответствии со специальной схемой, утвержденной врачом дошкольного учреждения.
В плане воспитания привычка здорового образа жизни крайне важно, что бы дети выбирали вид водной закаливающей процедуры сами. Для этого работа дошкольного учреждения по закаливанию детей должна быть построена таким образом, что бы к пяти годам дети смогли освоить технику сухого и влажного растирания, обширного умывания, ходьбы по мокрым дорожкам, обливания стоп и погружения ног в воду, принятия прохладного душа и обливания прохладной водой из ведра. В таком случае им с пяти лет может быть предоставлена возможность выбора закаливающих процедур. Педагогам и родителям следует учитывать: все, что делается по собственному желанию ребенка, быстрее становится его привычкой.
Виды закаливающих процедур в дошкольном учреждении с 2-3 лет
Обмывание прохладной водой (не ниже +20С) : кистей рук; предплечья; лица и предплечья; лица, предплечья и верхней части груди (общее время процедуры от 10 сек. До 20-30 сек);
Ходьба босиком (органиченное время, ходьба по мокрым дорожкам (от 10-15 сек до 1 мин) :
Воздушные ванны: нахождение детей в помещении в облегченной одежде; в маечке без рукавов и трусиках на физкультурных мероприятиях; дневной сон без маечек.
Обучение детей оздоровительным практикам организуется как в повседневной жизни детей, так и на специальных занятиях, входящих в систему физического воспитания. Это прежде всего обучение элементарным навыкам гигиены, ухода за своим телом. Подобное обучение начинается уже с младшей группы детского сада. По мере взросления детей учат приемам самомассажа, полосканию горла, описанию своего самочувствия, различным дыхательным упражнениям, поведению в экстремальных ситуациях, оказанию элементарной помощи и др.
Питание детей должно быть организовано не только в соответствии с предъявляемыми нормативными документами требованиям, но и носить оздоровительный характер. Это не «пропишешь» в инструктивных документах, так как все зависит от позиции руководителя дошкольного учреждения и от истинности его любви к детям.
Оздоровительный характер питание детей носит в том случае, если они получают достаточное количество свежих фруктов (которые нельзя заменять соками, овощей и зелени; если учитываются и развиваются пищевые вкусы детей за счет разнообразия и систематического введения новых блюд; если в меню введены оздоровительные напитки, а в детском саду организован фитобар. Кроме того, сама организация питания должна быть комфортной в психологическом плане.