Алина Марзоева
Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
1. ПРИВЕТСТВИЕ.
Приветствие психолога : - здравствуйте, уважаемые педагоги. Тема нашей встречи сегодня: «Психотерапия профессиональной усталости». Предлагаю в начале нашей встречи прослушать небольшую лекцию на тему «Профессиональная усталость и эмоциональное сгорание».
2. ЛЕКЦИЯ.
Как мы с Вами знаем, физическое и эмоциональное состояние педагога - это самые значительные факторы, которые влияют на его профессиональную деятельность.
Соответственно ваше самочувствие далеко не личное дело каждого, от него напрямую зависит взаимодействие с детьми, стиль, интенсивность, качество работы.
Публикация «Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения» размещена в разделах
У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния : «эмоциональное сгорание» и «профессиональная усталость».
«Эмоциональное сгорание» приходит к преподавателям по средством чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношениях. «Сгоранию» подвержены те преподаватели, которые работают с особым интересом. Долгое время вкладываясь в других, они испытывают разочарование, т. к. не наблюдают ожидаемого эффекта.
«Профессиональная усталость» проявляется в стремлении снять напряжение по средствам прямого «бегства» от детей, предоставление их им самим.
3. РИСОВАНИЯ НАСТРОЕНИЯ.
- Я раздам Вам по листу бумаги и карандаши. Вы постарайтесь изобразить на ваших листочках весь негатив, что находится сейчас у Вас в душе, все то, что мешает Вам сохранять внутренний комфорт (плохие эмоции, переживания, усталость, обиду и т. д.)
Играет тихая музыка, психолог наблюдает за выполнением работы.
- Теперь возьмите свои листочки и разорвите их на мелкие кусочки, приговаривая при этом: «Я не хочу копить в душе негативные эмоции, переживания, усталость, обиду, зло и т. д.»
4. ТЕСТИРОВАНИЕ.
Психолог раздает бланки для проведения тестирования. Объяснив ход проведения работы, приступает к опросу.
По окончанию тестирования, собирает бланки с ответами.
5. УПРАЖНЕНИЯ «Релаксация лицевых мускулов».
- Теперь я хотела бы показать и провести с вами некоторые расслабляющие упражнения.
А) МЫШЕЧНЫЙ (выполняется под музыкальное сопровождение).
Цель: снятие мышечного напряжения.
Расположение участников: педагоги садятся на стулья, расположенные полукругом в зале, перед ведущим.
Инструкция педагогам:
1) Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому напряжением, расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз.
2) Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.
3) Обнажите зубы. Следите за напряжением в щеках. Расслабьтесь.
4) Округлите рот, как бы говоря «Ох!», прочувствуйте напряжение, затем расслабьте губы.
5) Отодвинув язык назад, следите за напряжением, расслабьтесь.
УПРАЖНЕНИЕ «Релаксация с сосредоточением на дыхании».
Расположение участников: педагоги расходятся по залу и садятся по одному на стулья.
Инструкция педагогам:
1) Устройтесь удобно в положении сидя ( при соблюдении всех основных требований: покой, просторная одежда, умеренная одежда).
2) Медленно закройте глаза.
3) Следите за дыханием. С каждым новым выдохом вы все глубже входите в состояние расслабленности. Поступайте так до тех пор, пока не почувствуете, что достигли наиболее глубокой стадии расслабления, которая и требуется вашему телу.
4) Вы сидите расслабленно, осознавая, что ваше дыхание становится более спокойным и глубоким.
5) Вы сидите неподвижно, безвольно, испытываете приятные ощущения. Вы наслаждаетесь ощущениями покоя и беззаботности.
Б) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (выполняется под музыкальное сопровождение).
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Расположение участников: педагоги продолжают сидеть на стульях в расслабленном состоянии.
УПРАЖНЕНИЕ «Песочный домик».
Ведущий просит участников закрыть глаза.
Инструкция педагогам:
- Давайте представим, что мы все на берегу теплого моря.
Светит солнце, плещут, волны. Под нами чистый песок. Давайте слепим песочные домики! У каждого будет свой домик: у одного он похож на средневековый замок, у другого – городской многоквартирный дом, у третьего - это простой деревенский домик!
Дальше, по ходу игры, ведущий комментирует происходящее, эмоционально поддерживая участников.
После выполнения игры проводится обсуждение того, как себя чувствовали участники группы, как изменилось их внутреннее состояние, понравилось ли им это упражнение.
6. ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!
А) ИГРА «СОБЕРИ КВАДРАТ»
- Я предлагаю Вам поиграть в логическую игру: «Собери квадрат».
Я беру конверт, в котором находятся разные части квадратов, в конверте находятся части четырех квадратов, каждый из вас должен собрать по квадрату.
Психолог ждет завершения работы.
Игра помогает сплачивать коллектив, педагоги помогают друг другу.
Б) ИГРА «ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА»
- Я раздам каждому педагогу по пустому конверту. Выложив со своего конверта листочки с оценками качеств человека, я предлагаю педагогам положить каждому по одному хорошему и плохому качеству. Так мы поможем друг другу не менять свои хорошие черты характера и изменить плохие.
7. Завершающим упражнением нашей встречи будет «РИСОВАНИЕ».
- Я раздам вам по листу бумаги и карандаши. Теперь закройте на минуту глаза и вспомните все хорошее, все то, о чем вы мечтаете. Откройте глаза и изобразите все ваши положительные эмоции на ваших листочках.
Психолог ждет завершения работы.
- Теперь заберите свои конверты и рисунки. Храните их на видном месте,чтобы они напоминали вам о хороших чувствах и эмоциях.