Меренкова Анастасия
Двигательная активность детей на прогулке в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Эффективность прогулок во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:
Публикация «Двигательная активность детей на прогулке в детском саду» размещена в разделах
- удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
- обеспечить развитие всех систем и функций;
-сформировать навыки в разных видах движений;
В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные со взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга.
С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:
- рациональное использование физкультурного оборудования (минимум
оборудования максимально обыграть);
- включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный,
групповой, индивидуальный);
- четкое объяснение заданий и показ упражнений;
- активизация мотивационной деятельности ребенка (наводящие вопросы,
создание поисковых ситуаций);
- вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
Как мы видим, при планировании прогулки основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель должен предусматривать равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности. В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.). Длительность организованной двигательной деятельности – в соответствии с возрастом (от 10-30 минут).
Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:
На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.
Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
Прогулки в детском саду можно поделить на три основных вида (по содержанию) :
- Традиционная прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
- Тематическая прогулка. В современной методической литературе и отдельных нормативных документах педагоги нашли подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.
Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. (Методическое пособия «Тематические прогулки в детском саду» (Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Павлова Л. И., Солянникова О. И., Филиппова Н. Н., Бурба И. В., Запивахина Е. М., Антоненкова О. В., Никомарова Е. Ю.) предлагают пять видов тематических прогулок : прогулки-походы; развлекательные прогулки с персонажем; прогулки-события; спортивные прогулки; прогулки - трудовые акции.)
- Целевая прогулка. Организация целевой прогулки требует от воспитателя определённых организационных умений, затрат времени на подготовку и оформление документации. Выход за пределы детского сада не проводится без согласования с родителями, утверждения маршрута администрацией по заявлению руководителя прогулки с указанием количества воспитанников, сопровождающих.
Развивающее значение выхода за пределы для очень ребят велико. Под чутким руководством наставника они наблюдают за явлениями природы, общественной жизнью. Активная ходьба воспитывает выносливость, благотворно влияет на физическое развитие.
Целевые прогулки способствуют расширению кругозора воспитанников, развитию любознательности, наблюдательности. Знания, представления детей об окружающем мире углубляются на основе эмпирического, непосредственного восприятия, они не навязываются сверху, не вызывают протеста, что очень ценно в смысле сохранения особого психологического мира ребёнка дошкольного возраста.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе воспитатели могут найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми.
В настоящее время многие педагоги используют в своей работе комплект карточек развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. Некоторые специалисты составляют сценарии развлечений с использованием разнообразных видов детской деятельности и проводят их во время, отведенное режимом для прогулок.
Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, прогулки с воспитанниками проводятся однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы – ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен; воспитатели используют в основном традиционную форму организации прогулок и др.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.
Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.
Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.
В работе с детьми организация детской деятельности требует от педагога особого внимания, так как не все дети одинаково активны, подвижны и самостоятельны, а большинство затрудняются в самостоятельном выборе игр. Вы, наверное, наблюдали за детьми, которые заняты своим делом. Например, девочки играют с куклами. Одна из них кормит куклу, укладывает спать, не вставая с места. Другая те же действия выполняет, находясь в постоянном движении. Даже с такой игрушкой как мяч, дети по-разному подвижны: могут бросать мяч и бегать за ним по несколько раз подряд. Или же, наоборот, выполняют с мячом более спокойные движения: вращают мяч на месте или прокатывают вокруг себя. Таким образом, детей можно условно выделить на три группы: дети большой, средней и малой подвижности.
Дети большой подвижности находят возможность двигаться в любых условиях. Порой они не успевают вникнуть в суть своей деятельности. Из всех видов движений выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сосредоточенности. Поэтому у таких ребят следует уделять внимание воспитанию целенаправленности, совершенствованию умения заниматься спокойными видами деятельности.
Дети средней подвижности самостоятельно активны. Движения обычно
уверенные, четкие, целенаправленные.
Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. Малоподвижность можно объяснить слабыми двигательными умениями и навыками, состоянием здоровья и тем, что дети уже приучены к малоподвижному образу жизни. Поэтому, у этих детей необходимо воспитывать интерес к движениям. Они особенно нуждаются в помощи взрослого, его поощрении и поддержке.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
В результате, очевидно, что в процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей. При правильном педагогически организованном подходе совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.