гречишкина наталья
Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста и подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
В современный период, все чаще специалисты различных областей педагогики, медицины, физической культуры упоминают о слабом здоровье детей, частых простудных заболеваниях, малой двигательной активности. Ряд специалистов, в своих научных трудах подчеркивают взаимосвязь объема двигательной активности и состояния психического, физического здоровья, успешность в обучении.
Публикация «Двигательная активность детей младшего дошкольного возраста и подвижные игры» размещена в разделах
В процессе изучения причин малой двигательной активности, в следствии изучения результатов анонимного опроса родителей воспитанников ДОО нам удалось выяснить, что на это влияют множественные факторы. К их числу относятся взгляды родителей на систему воспитания и образования ребенка, домашний быт, формы совместного отдыха и время препровождения. Современные дошкольники много времени проводят у телевизионных экранов, компьютера, даже телефона. Родители часто предпочитают интеллектуальное развитие перед возможностями получения двигательных навыков у их детей. Даже в выборе занятий спортом на базе ДОО, чаще выбирают шахматы, а не более двигательно-интенсивные занятия.
Не смотря на регулярные мероприятия для родителей (спортивные праздники, родительские собрания, информационные листы и пр., родители не учитывают: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» (Жан Жак Руссо).
Согласно научным данным, за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы. В домашних условиях этот показатель еще ниже. Вместе с тем система образования и развития дошкольника предполагает выполнение физических упражнений и физкультурных занятий в режиме дня.
Можно выделить подвижные игры, как наиболее успешную форму в достижении наибольшего результата. Игра развивает, обучает, социализирует. Дошкольники всех возрастов включаются в игровую деятельность. Однако, следует понимать, что младшие дошкольники самостоятельно не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую. Именно взрослые становятся руководителями и организаторами самостоятельной деятельности ребенка. Такое руководство осуществляется через показ, рассказ, объяснения и указания. При подборе подвижных игр необходимо учитывать возраст дошкольников, их подготовленность, место проведения, время (в контексте режима ДОО). Необходимо ориентироваться и на те задачи, для достижения которых применяется игра.
Из опыта работы с младшими группами дошкольников в возрасте трех лет, в дни, когда еще есть по расписанию физкультурные занятия мы проводим подвижные игры длительностью 6-8 минут. В другие дни проведение подвижных игр сочетаем с различными физическими упражнениями общей длительностью до 10-15 минут. В вечерней прогулке используем подвижные игры со всей группой и с небольшой подгруппой детей. Используем игры малой подвижности с текстом, пением общей продолжительностью 5-10 минут. В жаркие дни используем более спокойные игры, так как дети быстро перегреваются, потеют, устают и теряют интерес к игре. Могут вызывать затруднения в проведении подвижных игр в холодный период. Одежда, обувь могут сковывать движения и не только делать детей маломобильными, но и создавать травма опасные ситуации. В таком случае, чаще игры содержат ходьбу и простые движения.
Из опыта работы, выбирая наиболее доступные подвижные игры, в которые дети смогут играть организованные не только воспитателем, но и родителями следует отметить следующие: «Мяч по кругу» - когда из исходного положения сидя, или стоя (лицом, спиной в круг) необходимо передавать мяч. Проводящий может стоять отдельно от играющих и руководить, а может находиться в кругу и участвовать в игре. «Круг-цветочек» - дети, взявшись за руки двигаются по кругу и произносят слова: «Круг-кружочек, а в лесу цветочек! Раз, два, три – развернись (воспитатель произносит имя ребенка, Аня, ты». Вызванный ребенок разворачивается, становится спиной в круг и продолжает игру в таком положении.
Значительно более эмоционально дети участвуют в игре «Поймай комарика» - участники стоят в кругу, а проводящий в центре. Он перемещает по кругу на прутике с веревочкой (как маленькая удочка) комарика (цветной лоскутик, или мягкую игрушку, можно маленький и легкий мячик). Задача детей дотянуться, подпрыгнуть и хлопком ладошек поймать предмет. Кому это удается произносит: «Я поймал!». Младшие дошкольники хорошо играют в подвижные игры в колонне, положив куки на плечи, или пояс впередистоящему. В этом исходном положении дети с удовольствием перемещаются по заданному воспитателем маршруту, имитируют движение паровоза, автобуса, сороконожки, если взять на плечо гимнастическую палку – это дружные муравьи будут.
В вопросах увеличения двигательной активности дошкольника, применения действенных средств в освоении детьми новых движений и развитии самостоятельной двигательной активности следует понимать, что взрослому человеку, находящемуся рядом с ним, принадлежит ведущая роль.