Елена Кузнецова
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ОРКСЭ
Цель: привлечь внимание педагогов к вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания младших школьников; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного использования различных форм и методов воспитания на уроках.
Ход мастер-класса:
I. Теоретический материал.
1.1. Актуальность данной проблемы.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является сегодня одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. К сожалению, в современном мире люди стали более нетерпимыми, жесткими и жестокосердными по отношению друг к другу. Из повседневной жизни постепенно вытесняются следующие понятия: добро – как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие - как милость в сердце; благодать - как добрые дела и любовь к близким.
Вопрос духовно-нравственного воспитания уходит корнями далеко в историю. Педагог Я. А. Коменский цитировал в свое время древнеримского философа Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Также очень часто он обращался и к известному народному изречению: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобрели особую значимость. В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию отметил, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития современного государства, как его политическая и экономическая стабильность». Вся история Государства Российского доказывает, что идеалом нашего народа всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И сегодня существенную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения отводят именно школе, где создается особая духовная атмосфера, особый внутренний уклад, которые способствуют духовному становлению ученика, пробуждают в нем желание делать добро. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. А младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
1.2. Введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах.
С 1 апреля 2010 года на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы началась апробация нового курса «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
II. Презентация педагогического опыта.
2.1. Готовность ОУ к внедрению нового учебного курса.
В нашем ОУ из шести предложенных изучается один модуль: «Основы православной культуры». В школе созданы необходимые условия для преподавания нового курса. Все педагоги, участвующие в апробации проекта, прошли обучение по соответствующей образовательной программе. Занятия по предмету проводятся в специально оборудованных кабинетах, оснащенных аудио, видео, мультимедиа- оборудованием, все участники образовательного процесса имеют комплект рекомендованных учебно-методических материалов.
2.2. Используемые методы и приемы.
В настоящее время в педагогической практике используется множество методов и приемов, способствующих духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Педагоги нашего ОУ взяли за основу классификацию методов духовно-нравственного воспитания Щукиной Г. И.
- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
2.3. Современные методы обучения.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности использую не только традиционные, но и современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, т. е. интерактивные методы обучения:
работа в малых группах, парах; групповое обсуждение; диалог; виртуальная экскурсия; экскурсии в храм; мозговой штурм; творческие задания; составление словаря терминов и понятий; составление галереи образов; использование сюжетных картинок для раскрашивания; демонстрация ЭОР, видео - фильмов, мультфильмов с последующим анализом; метод проектов и др.
В ходе интерактивного обучения учащиеся взаимодействуют с собственным жизненным и учебным опытом, с опытом своих одноклассников. В результате сотрудничества возникает новое знание. Коротко остановлюсь на некоторых из них.
Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. «Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч и т. д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. При работе с притчами используем разнообразные методы и приемы работы.
Учащиеся восприняли новый предмет с интересом, они активно включаются в обсуждение изучаемых вопросов, высказывают свое мнение, выполняют творческие задания, проявляют интерес к другим модулям.
III. Первые результаты по новому курсу.
Результаты анкетирования учащихся говорят о том, что курс, основанный на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учащихся интересным, значимым, привлекательным, значит, и эффективным. Учебный курс «ОРКСЭ» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и укреплению семьи.
Родители принимают посильное участие в реализации нового курса, интересуются его содержанием, беседуют с детьми на темы, изучаемые в рамках курса, помогают выполнять творческие домашние задания, Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной. В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
IV. Практическая часть. Обсуждение, обмен мнениями.
А что вы вкладываете в понятие «Родина»? Всем участникам предлагается задание: составить синквейн к слову «Родина» (Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк)
1-я строка — название синквейна,
2-я строка — два прилагательных,
3-я строка — три глагола,
4-я строка — фраза на тему синквейна,
5-я строка — существительное.
V. Выводы.
Таким образом: нравственные качества человека, будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества. Образование – это та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Наша задача – помнить об этом.
В заключении хотелось бы обратиться к словам В. А. Сухомлинского, который сформулировал «закономерность нравственного воспитания» : «Если человека учат добру - … в результате будет добро». Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши ученики станут социокультурными личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.
I. Рефлексия.