Алеся Рафикова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социального партнёрства ДОУ в сельской местности
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социального партнёрства ДОУ в сельской местности» размещена в разделах
Поэтому на современном этапе развития образования, духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проблема духовно-нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Одной из задач национального проекта «Образование» также является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Однако, в духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Я считаю, что в проблеме духовно-нравственного воспитания большое значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». И именно воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
В нашем дошкольном учреждении отведена большая роль проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях социального партнёрства. Активно ведётся работа с педагогами дошкольного учреждения по данной проблематике: консультации, семинары-практикумы, педагогические советы. С детьми старшего дошкольного возраста регулярно проводятся открытые образовательные мероприятия, развлечения, праздничные мероприятия. В ДОУ проводятся мероприятия с привлечением представителей различных социальных институтов : учителей начальной школы, специалистов детской библиотеки, преподавателей школы искусств, настоятеля храма.
Ведётся большая работа с родителями. Это проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, выставки, конкурсы. Проводится анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания, подготавливаются информационные стенды для родителей, выставки детских работ. Совместно с родителями организуются и проводятся всевозможные мероприятия, которые духовно обогащают детей и взрослых, помогают ещё больше сплотиться и объединиться. Для выполнения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ мною был разработан проект «Луч добра». Который принимал участие в X Межрегиональной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов, получив статус - «Инновационный проект».
При его реализации мною организуются мероприятия с педагогами, детьми и родителями воспитанников.
Ежегодно в начале учебного года организуется, ставшая уже традицией, велопрогулка с участием ребят подготовительной группы, родителей, сотрудников ДОУ и инспектора по пропаганде дорожного движения Камаловой О. В по улицам села с возложением цветов к памятнику погибшим воинам. Такая честь предоставляется лучшим педагогам детского сада и активным во всех мероприятиях детям.
В проекте большая часть отводится на работу по взаимодействию детского сада и храма «Всех скорбящих Радость» Нами организуются экскурсии в храм в селе Большое Нагаткино, где с душевной теплотой детей и воспитателей встречает настоятель храма - Отец Ростислав. Им проводятся беседы, о нравственных идеалах, о правилах поведения в храме, позволяет подняться на колокольню и исполнить Благовест, в праздник Светлой Пасхи. Совместно с ним организуются праздничные мероприятия на тему: «Русь святая, храни веру православную» - Рождество Христово, Светлая Пасха, Троица. Все мероприятия проводятся с целью формирования духовно-нравственных качеств посредством приобщения детей к православным традициям. Дети знакомятся с традициями русского народа.
К данным мероприятиям дети совместно с родителями изготавливают интересные поделки.
Привлекаю родителей своих воспитанников к участию в мероприятиях Областного духовно-патриотического центра «Арское». Совместно с детьми изготавливаем поделки к праздничным мероприятиям, таким как, Рождество Христово, Светлая Пасха.
Мы являемся частыми «гостями» детской библиотеки. Работники библиотеки проводят экскурсию, рассказывают дошкольникам о разнообразной интересной литературе, демонстрируют интереснейшие пособия. Заинтересованность моих воспитанников переросла во взаимосотрудничество, сотрудники один раз в неделю приходят к нам. Дети с удовольствием берут книги для чтения дома, совместно с родителями. Проводится такое мероприятие с целью повышения интереса к чтению, желанию узнавать много нового и интересного, а также воспитания бережного отношения к книге, любви к ней. С помощью литературных произведений мы учим детей осознавать поступки героев, распознавать добро и зло, воспитываем уважение к труду взрослых.
Следующий раздел моего проекта реализуется через сотрудничество с Детской школой искусств. Воспитанники школы искусств приглашаются нами на встречу, где они демонстрируют свои навыки и умения: игры на пианино, сольные и хоровые пения, игры на баяне ит. д. Мною организуются экскурсии на творческие выставки юных художников и их занятия в мастерских. Мероприятия проводятся с целью приобщения дошкольников к музыкальной культуре. Ведь, как известно, именно искусство способно формировать духовные интересы и потребности, моральные качества, идеалы, характер, влиять на сознание и подсознание, развивать способности, воздействовать на волю человека.
Проводимая мною работа по проекту «Луч добра» нашла широкое применение в работе моих коллег в детском саду. Накопив богатый материал по духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, в условиях сельской местности и считая, что данная проблема является актуальной в современном обществе наш педагогический коллектив принял решение вступить в РИП.
Распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.08.2019 г. №1410-р наша образовательная организация признана региональной инновационной плошадкой.