МААМ-картинки

Духовно — нравственное воспитание дошкольников в детском саду и семье

Татьяна Горохова
Духовно — нравственное воспитание дошкольников в детском саду и семье
▼ Скачать + Заказать документы

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Сегодня куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

Публикация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в детском саду и семье» размещена в разделах

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Думаю, каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями.

Все большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая школа жизни — разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или – как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

У некоторых семей нет своих семейных традиций и семейных праздников. Не следует ссылаться только на острый дефицит времени. Эта причина поверхностная, истина намного проще и печальней: вероятно, этим людям не о чем говорить между собой, им в тягость видеть часто родные лица. И это симптом тяжелого функционального нарушения в жизни дома. Такой дом совсем не прочен.

Какими же могут быть семейные праздники и ритуалы?

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества. Пусть ребенок с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!

А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ему потом вспомнить свое детство.

Большой простор для создания семейных традиций таят в себе кухня и кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. Прекрасно, если по выходным все собираются на семейный обед или ужин. Главное, чтобы это не было унылым поеданием деликатесов, а запомнилось аппетитным запахом вкусных блюд и улыбками домочадцев.

Вместе с ребенком можно заняться составлением генеалогического древа или начать собирать какую-нибудь коллекцию, простор для фантазии безграничен! Главное – почувствовать, что это действительно приносит радость всем членам семьи.

Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

Желаю вам уюта и тепла в вашем доме!

В нашем детском саду стало традицией проводить с родителями круглые столы, диспуты, различные игры, беседы, консультации, дни открытых дверей, праздники. На праздники приходят не только родители, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, братишки и сестренки). Родители являются не только зрителями, но и активными участниками (исполняют предложенные роли, шьют костюмы). Тесное сотрудничество детского сада и семьи дает большие возможности для развития детей, для их духовного и нравственного роста. Одним из примеров такого мероприятия –посиделки.

«ПОСИДЕЛКИ У СЕМЕЙНОГО ОЧАГА»

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие гости!

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Музыкальный руководитель: Мы рады приветствовать Вас у нас в гостях, в стенах нашего светлого и гостеприимного детского сада.

Воспитатель: Наш детский сад-это одна большая и дружная семья, в которой сплоченно живут коллектив, воспитанники и их родители.

(Неожиданно раздаются странные звуки)

Музыкальный руководитель: Ой, я слышу какой-то стук! А вы не слышите? (обращение к воспитателю)

Воспитатель: Нет, не слышу.

Музыкальный руководитель: Значит мне показалось. (Снова слышится стук) Слышите?

Воспитатель: Слышу. Но кто это стучит? Кто хочет сорвать наше представление?

(Из скорлупы выходит птенчик)

Цыпленок: Пи-пи-пи-это я. Где я? Где моя мама?

(Бежит к музыкальному руководителю и обнимает ее) - Мама!

Музыкальный руководитель: Я не твоя мама.

Цыпленок (грустно): Не моя? Ах, вот моя мама!

(Бежит к воспитателю и обнимает ее)

Воспитатель: Золотце мое! Я тоже не твоя мама. Ты - цыпленок, значит твоя мама - курочка!

Цыпленок (плачет):А где же моя мама-курочка?

Музыкальный руководитель: Не плач, твоя мама тебя обязательно найдет.

Воспитатель: Она, наверно, где - то рядом ходит и тебя ищет.

(Звучит музыка, вбегает курица)

Курочка: Ко - ко -ко, ко – ко - ко, потеряла я яйцо.

Цыпленок: (бежит к курочке) –МАМА!

Курочка: Ой, нашлась моя пропажа, мое золотое солнышко.

Ты уже вылупился, как я рада!

Музыкальный руководитель: Ну, мама, больше не теряйте своего ребенка, будьте внимательнее.

Курочка: Спасибо, люди добрые! Буду беречь его и оберегать, ведь мы одна семья. Вон и папа наш торопится.

(Под музыку выходит петух)

Цыпленок (бежит): Папа, папочка!

Петух: Ох ты, радость наша, напугался наверное?

Курица: Нашлись люди добрые, утешили.

Петух: Спасибо Вам! Мы одна семья. Я петух-за старшего,

курица-помощница моя, а это наша радость и надежда!

Воспитатель: Ох, как красиво смотритесь, просто загляденье!

Музыкальный руководитель:А может Вы для нас споете?

Петух: С удовольствием, мы птичий народ, это любим.

Исполняют песню «Неразлучные друзья» муз. М. Шаинского

Цыпленок:[/b] Как я счастлив - у меня есть мама и папа! У меня есть семья!

Курочка: Да, родной. И мы не одни - нас ждет большой птичий двор.

Идем мы тебя со всеми познакомим.

Петух: Да, нам пора. Еще раз спасибо, люди добрые, и до свидания!

Курочка: До свидания!

Цыпленок: До свидания! (Вс трое уходят)

Воспитатель: Да, как приятно видеть вот такие семьи – где царит любовь и взаимопонимание.

Музыкальный руководитель: И сегодня мы пригласили Вас, дорогие родители, на наши посиделки у семейного очага.

С древности, люди согревали свои дома, разжигая огонь. На этом огне они готовили пищу, сушили одежду, рядом с ним укладывали больных людей. Вокруг него они собирались вместе, как за большим столом, проводили праздники, вели беседы.

Воспитатель: Сейчас времена изменились и улучшились условия жизни людей. И наши дома уже не согревает огонь прежних лет. Но несмотря на это, он остался символом семейного уюта и теплоты. И назовем мы его просто – семейный очаг!

Музыкальный руководитель: А теперь, позвольте нам, зажечь - символ семейного счастья, чтобы он освещал нас своим светом.

(Звучит музыка. Ведущие зажигают свечу)

Музыкальный руководитель: Сейчас мы представим друг другу семьи, которые немного расскажут о себе, о своих семейных традициях и особенностях.

Начнем мы с семьи, которая смогла совместить в себе особенности разных народов и при этом не забывать о своих национальных традициях.

Представляем семью - Ва. х! (Поприветствуем, аплодисменты)

(Представители семьи рассказывают о себе)

Воспитатель: В современном обществе не каждый задумается о своей родословной. Не каждый задумывается о том древе, которое привело его в сегодняшний день. Но есть семьи, которые с трепетом относятся к этому. И в нашем зале присутствует одна из таких семей.

Представляем семью –Но---х - Ага---х! (Поприветствуем, аплодисменты)

(Семья представляет свое Генеалогическое древо)

Музыкальный руководитель: Как мы говорили ранее, каждая семья по -своему уникальна. В каждой семье издревле люди занимались разными промыслами. Делали поделки из глины, дерева, ткани. Шили, вязали, вышивали. И среди нас есть семья, которая занимается рукоделием. Просим рассказать о себе мастеров рукоделия – семья Са. х - Гл. ч!

(Поприветствуем, аплодисменты). Семья представляет свои работы.

Воспитатель: Как приятно прийти домой, где царит мир да любовь, а в воздухе витает ароматный запах пирога или пышных булочек. Уважаемые гости, сейчас мы представим семью, в которой мама и бабушка очень любят печь пироги и, возможно, поделятся своим фирменным рецептом.

Семья – Гоф. н – Лог. х! (Поприветствуем, аплодисменты)

Семья представляет свои кулинарные способности - пироги, торты, булочки.

Музыкальный руководитель: Уважаемые гости, сегодня посиделки у семейного очага еще ближе познакомили нас друг с другом. Мы еще раз убедились, что каждая семья уникальна. Каждый вкладывает свою лепту в рост и развитие семьи. И сегодня наши воспитанники хотят прочесть стихи про семью.

(Дети читают стихи)

Воспитатель:Мы все нуждаемся в любви, внимании и понимании каждую минуту нашей жизни. В трудные дни мы ищем слова поддержки и сочувствия, в радости - ждем слова одобрения. Но, конечно, огромная роль ложится на плечи матерей, которые являются хранительницами семейного очага. Есть два святых слова в мире – Бог и мама.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы вам покажем видеоролик, который заставляет задуматься о жизни, о своих милых сердцу детей, о своих близких.

(Показ видеоролика «Притча о маме»)

Воспитатель: Теперь Вы понимаете, как важно внимание и понимание близких людей. Как приятно слышать от них слова нежности и любви.

Говорите друг другу только добрые слова, идущие из самого сердца.

Музыкальный руководитель, взяв в руки символ семейного счастья (берет свечу) выражает свои пожелания и предлагает всем встать в дружный круг.

(Воспитатель вносит в круг пирог со свечами)

Воспитатель: Пусть каждый из вас задует свечи и загадает желание, пожелает что- то доброе для своей семьи.

Музыкальный руководитель: На этом наши посиделки закончились.

И мы всех приглашаем на дружеское чаепитие.

(Звучит веселая музыка)

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно — нравственное воспитание дошкольников в детском саду и семье
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 19:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в детском саду и семье» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД