Анна Гуляева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 496, г. Екатеринбург
В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала. Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества. Углубленное обогащение образовательной программы ДОУ через систему работы способствующей духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством широкого использования музейной педагогики с учетом краеведческого компонента позволит: сформировать у ребёнка уважительное отношение к национальной и региональной культуре; усвоить своё культурное наследие; овладеть поведенческими нормами, принятыми в обществе; воспитать патриотические чувства, духовно-нравственные качества.
Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства для реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников выступает музей как развивающая среда. Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания дошкольников в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач музея ДОУ «Русская изба». Основные формы работы с детьми: игра, предметная деятельность, общение, труд, обучение, экскурсии. Музейно-педагогический аспект предполагает возможности, добиться пробуждения у ребят творческой активности, ведь интерес к теме возникнет у ребенка тогда, когда будет затронута его эмоционально — чувственная сфера. В музее экспонаты используются в качестве методического материала в различных видах деятельности. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов музея. Здесь дети имеют зрительный образ, чтобы правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде, учатся воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, знакомятся с утилитарным назначением предметов и осваивают манипуляции с ними. На базе музея организована кружковая работа «Наши корни». Методика построения непосредственно образовательной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию включает три блока : народоведение; музыкальный фольклор; народно-прикладное искусство. На примере обустройства нашей «горенки» дети представляют, как человек наполнял свое жилище необходимыми предметами быта, благоустраивал его, украшал, создавал комфорт для своей семьи и обитателей дома. Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но приумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В связи с этим были организованы выставки : детских рисунков «Семья», поделок «Вместе дело спорится». Родители оформили фотоальбом «Чтобы жизнь повторилась сначала…», альбом «Колыбельная моей мамы». В рамках детско-родительского проекта «Моя родословная» многие дети совместно с родителями презентовали свои материалы. Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка и с целью закрепления знаний детей, проводятся экскурсии с их участием: «Мир русской избы», «Милости просим в нашу избу», презентация «Наша изба», с помощью которых созерцание музейных предметов превращается в созидательный процесс. Введение краеведческого материала входит в процесс воспитания и образования дошкольников и основывается на освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края, что способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — моя малая родина — моя Россия, значения Свердловской области в истории и культуре России. Для наглядности, обогащения и расширения знаний детей педагогами ДОУ в музее «Русская изба» были оформлены стенды: «Мой дом — Россия». Особое внимание уделяется знакомству детей с трагической, но и героической историей нашего края в годы Великой Отечественной войны. Каждый год проводятся тематические недели, посвященные Дню Победы. Совмещение интересов по решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, позволяет установить партнерство в системе «детский сад — семья — социум», планировать общую деятельность, способствующую выявлению новой проблематики, методики, новые проекты, использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия. Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. В преддверии праздника дети знакомятся с соответствующими обрядами: катание с ледяной горки, прощание с зимой, расписывание пасхальных яичек, катание их по траве, завивание березки. Широко включается народный фольклор (песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, сказки, который несет в себе черты национальных традиций, а так же содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа. Дети знают, что русский праздник — это всегда хлебосольный стол, поэтому готовятся угощения. Формируя представления детей о музыкальной жизни используются музыкальные традиции края, народная музыка, ее исторические и жанровые формы, народные музыкальные инструменты. В игре на народных ударно-шумовых инструментах в ансамбле ложкарей «Русский сувенир» решается множество воспитательных и образовательных задач. Воспитанники освоили приемы игры на ложках и свободно владеют ими. Народное искусство близко по своей природе творчеству дошкольника. В музее собран материал об истории возникновения народных промыслов и образцы народно-прикладного искусства, работает художественная мастерская, в которой дети самостоятельно лепят и расписывают свои изделия, затем дарят их детям и гостям детского сада. Знакомство с этнической культурой своего региона является первым шагом для дошкольника в усвоении общечеловеческих ценностей. В беседах с интересными людьми поселка, дети узнают о различных видах народных промыслов: резьба по дереву, вышивка, кружевоплетение и др. В музее организуются встречи с мастерами, выставки их работ «Красное — прекрасное». Это способствует слиянию воедино красоты зримой и духовной, их прохождению через душу и сердце наших маленьких членов общества, формированию этнокультурных позиций, духовно-нравственных качеств. Работа по развитию духовно-патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к культурному наследию народа, доминирует уровень духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Педагогами ДОУ подобран методический и изготовлен дидактический, наглядный материал и пособия. Патриотический компонент постепенно вводим во все виды деятельности детей: образовательную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую. С целью закрепления знаний у детей о своей малой родине, формированию у детей гражданских, духовно-нравственных качеств и этнокультурных позиций, чувства любви к Родине, используются новые нетрадиционные познавательные формы, которые построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, виртуальных экскурсий, игр, НОД с использованием мультимедиа. Эффективность работы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики имеет положительный результат, здесь не только дети, но и сами взрослые оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к традициям, культуре и истории России.