Наталья Плотникова
«Буктрейлер как средство формирования повышения интереса к чтению у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтение - это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
(В. А. Сухомлинский)
Трудно переоценить значение книг в жизни ребенка. Ведь они служат для того, чтобы знакомить и расширять представление детей о мире, знакомить его с предметным миром, природой, всем, что его окружает. Учит фантазировать, думать, анализировать и оценивать собственные и чужие поступки. Книга, является незаменимым инструментом, помогающим воспитывать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности в ребенке. Чтение способствует увеличению словарного запаса ребенка, развивает его речь. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно - следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования.
Публикация «„Буктрейлер как средство формирования повышения интереса к чтению у старших дошкольников“» размещена в разделах
У современных дошкольников мы наблюдаем заметное снижение интереса к чтению книг. Все чаще дети проводят свое свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. Теряется и традиция семейного чтения. Родители, в силу своей занятости, мало и редко читают книги своим детям дома. Большинство из них плохо ориентируется в представлении о книгах для детей дошкольного возраста. Многие из них хотели бы, чтобы их дети любили читать книги, однако не имеют четкого представления, как этого добиться.
Ребенка дошкольного возраста можно лишь условно назвать «читателем». Это больше «слушатель». Выбор книги для него полностью зависит от взрослого человека. Только от родителей и педагогов, работающих с детьми, зависит развитие интереса ребенка к литературным произведениям, их тематике и то, станет ли он в дальнейшем настоящим, увлеченным читателем.
Поэтому одной из важнейших направлений работы педагогов дошкольного образования является задача пробудить, развивать и поддержать интерес к чтению книг у детей и их родителей. Найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
В педагогике существует достаточно средств повышения интереса детей к чтению, в том числе и семейному. Меняется время - меняются и предпочтения у детей, их познавательные, и читательские интересы, источники информации. Живя в современном мире необходимо сочетать старые формы работы с книгой с новыми информационно-коммуникативными технологиями.
Одним из средств приобщения детей к книге, выступает буктрейлер. Это сочетание двух английских слов: бук- книга, трейлер- рекламный ролик о фильме. Совмещая эти два названия, мы получаем- рекламный ролик о книге. Но все же буктрейлер - это больше, чем реклама. Это рассказ о книге, направленный на развитие заинтересованности читателя, привлечение внимания книге с помощью визуальных средств. Выделяют
три основных варианта использования буктрейлеров : фильм или мультфильм, презентация, а так же сочетание этих двух форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстро меняющиеся картинки, краткость - все это отличительные особенности буктрейлеров.
Буктрейлеры подразделяются на различные виды по способу создания, а именно:
Игровые (минифильм по книге)
Неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами)
Анимационные (мультфильм по книге)
Классифицируются буктрейлеры по содержанию : повествовательный раскрывает основу сюжета; атмосферный передает основное настроение книги и ожидаемые читательские эмоции; концептуальный транслирует ключевые идеи и общую смысловую направленность текста произведения.
Создание буктрейлера делится на этапы : выбор книги; создание сценария к буктрейлеру; подбор видео и аудио материала; выбор программы для работы с видео; видеомонтаж.
Если рассматривать данные виды в рамках работы с дошкольниками, то наиболее удобным для создания является «игровой» вид буктрейлера, так как для реализации творческого замысла можно эффективно использовать возможности театрализованной деятельности, а также создать условия для организации сюжетно-ролевой игры «Съемочная площадка», где дети старшего дошкольного возраста смогут проявить свою индивидуальность в новой для себя роли.
В практике дошкольного образования для работы с детьми старшего дошкольного возраста, по формированию интереса к художественной литературе, буктрейлеры могут быть использованы в качестве привлечения внимания к прочитанным книгам и мотивации дальнейшего знакомства с литературными произведениями.
В образовательном процессе букрейлеры используют эпизодически, как средство для мотивации детского чтения. Включение буктрейлера в режимные моменты, например, круг детского чтения в вечернее время один раз в месяц, базируется на основе алгоритма: просмотр буктрейлера, беседа по содержанию, чтение произведения, беседа по вопросам, позволяющая уточнить и закрепить восприятие произведения. Для демонстрации берутся готовые буктрейлеры, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста.
Применение буктрейлеров в образовательной деятельности можно использовать как мотивационный компонент. Отбор материала происходит с учетом программного содержания по восприятию художественной литературы.
Досуговая деятельность, с той же периодичностью – один раз в месяц, с включением в нее буктрейлера, способствует формированию устойчивого интереса детей к литературе, как виду искусства. В процессе литературных досугов дети знакомятся с биографиями различных авторов, их произведениями: «К. И. Чуковский», «Е. Благинина», «Е. И. Чарушин», «С. Я. Маршак», «Г. Х. Андерсен» и т. д.
После просмотра бруктрейлера по мотивам творчества автора, ребенок может высказаться о том, какое произведение и почему ему понравилось, и какое вызвало желание его прочесть. Чтобы закрепить интерес к чтению, необходимо организовывать литературные игры либо драматизацию по творчеству автора. Например, после дневного сна обыграть стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала», чтение по ролям К. И. Чуковского «Путаница», инсценировка сказки Шарля Перро «Красная шапочка». Оформить выставку книг и иллюстраций автора.
Систематическое использование буктрейлера в педагогической деятельности постепенно приводит к стремлению детей самим создавать минифильмы по мотивам литературных произведений. Роль педагога - создать ситуацию выбора : выбор жанра произведения, будет ли работа по созданию буктрейлера совместной или индивидуальной, выбор иллюстраций или рисунков, как и кто будет озвучивать ролик.
Важным условием развития и поддержания интереса детей к книгам является взаимодействие педагогов и родителей воспитанников. Знакомить с художественными произведениями, читать их детям должны не только в образовательных учреждениях, но и дома. Именно семья является той средой, где формируется интерес и любовь к книгам. Семейные чтения, как не что другое, формируют личность ребенка, изначальное отношение к художественным произведениям, привычку к чтению. Задача педагогов - помочь родителям сориентироваться в выборе книг для детского чтения. Познакомить с правилами, которых надо придерживаться: целесообразность использования произведения для ребенка, художественность иллюстраций и их соответствие содержанию, реалистичность изображений людей и животных. Герои произведений, их поступки должны быть близки и понятны детям.
Традиционная работа с родителями проводится в форме тематических собраний, индивидуальных бесед и консультаций на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «В библиотеку», «Если вы хотите купить новую книгу своему ребенку», «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге».
Родители привлекаются к участию в мероприятиях, проводимых образовательной организацией: круглый стол «Взрослый - ребенок -книга», проект «Играем в сказку»,«Сделаем сами, своими руками»
(изготовление книжек-малышек).
В группе создается «Читательский клуб», для проведения совместных мероприятий родителей и детей: «Я и моя семья - книжкины друзья», «Книжкина больница», «В мире сказок и приключений», «Волшебный мир книг».
На сайте детского сада размещается постоянно обновляющаяся информация на различные темы : «Произведения для домашнего чтения», «Как выбрать книгу для чтения своему ребенку», «Сочиняем сказки вместе с детьми», «Читаем вместе», «Ребенок и книга» и т. д.
Работа с родителями по формированию интереса к чтению у дошкольников должна включать в себя инновационные методы и приемы. Необходимо знакомить родителей с новыми интерактивными средствами, которые способствуют росту читательской активности, стимулированию у детей потребности к чтению. Одним из средств, отвечающим этим требованиям выступает буктрейлер.
Необходима организация работы по ознакомлению родителей с формами создания буктрейлеров. Проведение мастер-классов с целью обучения и сопровождения родителей на этапе самостоятельного создания буктрейлера. Совместное создание воспитанников и их родителей буктрейлера по выбору детей. Темы могут быть разные: по сказке В. Даля «Война грибов с ягодами»- поучительная история с непредсказуемым финалом, «Моя любимая книга», «Иллюстрации к сказкам».
Взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей, а так же использование в своей педагогической практике буктрейлеров способствует развитию качественного роста показателей уровня сформированности интереса детей к чтению, поддержанию традиции семейного чтения.
Буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной по созданию мотивации и условий для привлечения интереса детей к книге, тем самым способствует гармоничному развитию личности ребенка в практической творческой деятельности.
Литература
1. Гриценко, З. А. Истоки и причины нечтения // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 33-41.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп. / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с.
3. Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие Сост. О. В. Рыкова – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с.
4. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 3. - С. 82-88.