МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказу

Маргарита Шлыкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказу
▼ Скачать + Заказать документы

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». В. А. Сухомлинский В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка. Недаром почти каждый стал задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказу» размещена в разделах

Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью сказок.

Перед собой я поставила задачи : посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, в младшей группе я предлагала детям выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба» :плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда, использовала разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа. Обыгрывая сказку «Теремок» дети выполняли двигательные упражнения – двигаясь как зайчик, в тоже время акцентировала внимание на других героев (лисичка в теремок забралась, а волк влез.) Дети очень переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя, теремок развалился. Здесь то и важно предложить детям продолжить сказку, и тогда, я предлагаю построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, припевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества : гостеприимство, доброжелательность, дружба. После рассказывания сказки я провожу беседу : что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» я провела с детьми беседу о дружбе, в ней выяснила представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками, с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае я стараюсь, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Тимоша дал свою машинку поиграть Саше, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Я стараюсь быть тактичной, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Вначале я анализирую различные ситуации в группе, а потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

У своих воспитанников я наблюдаю положительную динамику нравственного развития, все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой : усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения реб нка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего реб нка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказу
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 20:17
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказу» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Шлыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД