Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству

Альбина Ширшикова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству.

Ширшикова АльбинаРимовна

музыкальный руководитель высшей категории

МБУ детский сад № 34 «Золотая рыбка»

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству» размещена в разделах

Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда являются взрослые: родители, педагоги.

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Множество книг, статей, диспутов посвящено духовно-нравственному воспитанию человека.

Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине. Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам и в частности к народному творчеству.

Я работаю музыкальным руководителем, поэтому в своей работе приобщаю детей к музыкальному народному творчеству, к фольклору. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора

В своей педагогической деятельности я определяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.

Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:

- прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

- учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).

Это можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, уважение к своему народу. Опять уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость, которые передавались от поколения к поколению, в том числе и в художественной форме.

Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д.).

В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например “Коза” :

– Идет коза рогатая

– За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест, молоко не пьет,

– Того забодает.

В среднем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы, другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например «Бабка Ёжка».

Музыкальное творчество очень многожанровое : народные хороводы, русские народные танцы, русские народные песни, игра в оркестре народных инструментов, народные игры с музыкальным сопровождением.

Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это.

Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Мелодия хороводных песен связана с конкретным содержанием текста: он призван помочь движению, подчеркнуть его характер. Хоровод является примером массовой хореографии. Здесь все участники должны хорошо знать, какие движения необходимо выполнять в тот или иной момент звучания песни.

Народный танец. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление, выбор вождей. Танцем выражались моление о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения и жесты постепенно подвергались художественному обобщению. В результате чего сформировалось искусство танца.

Детские народные игры. Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения. Это развлечение, забава и всегда соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Во многих играх поются короткие или длинные песни - игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Ребенок живет чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.

Игра на детских музыкальных инструментах. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах : трещотках, ложках и др.

Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души. Часто в сценариях утренников используются сказочные русские народные герои.

Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Делу – время, потехе – час». Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности.

-Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).

Проведение народных праздников и развлечений

Мы планируем проведение фольклорных праздников согласно народному календарю. Осенью - «Кузьминки», «Синичкин праздник», «Капустные посиделки», зимой - «Масленица», весной - «Встреча птиц», «Пасха», «Красная горка». Например, праздник «Встреча птиц» предвосхищает большая работа по ознакомлению с птицами родного края. На занятиях и праздниках используем народные инструменты : свистульки разной формы и звучания, с помощью свистулек дети учатся имитировать пение различных птиц: кукушки, воробья, соловья и др., трещотки, ложки и т. д.

Вся работа с детьми по изучению музыкального фольклора подводит детей к занятиям в фольклорном театральном кружке. Детей наряжаем в народные костюмы, кокошники. Ни один праздник не обходится без игр, где дети учатся общаться друг с другом. В процессе игры развиваются уважение, реакция, терпение, ловкость, находчивость. Через игру дети знакомятся с бытом и нравами русского народа («Никонориха», «Как у нашей Дуни», «Веселая ткачиха»).

Взаимодействие с родителями.

Работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С ними систематически проводятся беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».

Часто на музыкальных фольклорных праздниках родители принимают непосредственное участие. Так праздник «День Матери» проводим как фольклорный. Занятия по фольклору не ограничиваются рамками дошкольного учреждения. Ежегодно принимаем участие в различных конкурсах, фестивалях, где дети занимают призовые места.

Народное музыкальное творчество – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. В дошкольном учреждении должны иметь место народные игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.

Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.

В результате своей работы я вижу, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.

Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.

Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

Заключение: Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении духовной нравственности. Самореализовать себя как личность, любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, песни, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и творчества.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к традициям, праздникам, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Народная игра «А я Масленица»

-А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

-На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

«Завивайся, капустка моя» - закручивание и раскручивание хоровода по спирали. Дети держатся за руки и поют:

-Завивайся, капустка моя, завивайся, зеленая моя (поют, пока не завьется)

-Развивайся, капустка, моя, Развивайся, зеленая, моя! (развивают капустку)

Список литературы:

1. «Сердце отдаю детям», Сухомлинский В. А., издательство «Радяньска школа», 1974.

2. «Народная культура и традиции» Косарева В. Н., Волгоград, издательство «Учитель», 2011.

3. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду» под ред. Ветлугиной Н. А., Казаковой Т. Г., М., 1989.

4. «Русский детский фольклор», М. Н. Мельников, «Рус. яз. и лит.» - М. : Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству» Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (с 25.02.2020 г. по 06.03. 2020г.) Актуальность: Актуальность заключается.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству
Опубликовано: 15 июня 2023 в 21:18
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Ширшикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД