Альбина Ширшикова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству.
Ширшикова АльбинаРимовна
музыкальный руководитель высшей категории
МБУ детский сад № 34 «Золотая рыбка»
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение дошкольников к народному творчеству» размещена в разделах
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться. Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда являются взрослые: родители, педагоги.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Множество книг, статей, диспутов посвящено духовно-нравственному воспитанию человека.
Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине. Каждый народ имеет свои культурные традиции, которые необходимо передавать и уважать, как драгоценность, из поколения в поколение. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам и в частности к народному творчеству.
Я работаю музыкальным руководителем, поэтому в своей работе приобщаю детей к музыкальному народному творчеству, к фольклору. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора
В своей педагогической деятельности я определяю главную задачу – воспитать личность ребенка, сформировать его культурные потребности.
Более конкретно можно сформулировать эту задачу так:
- прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, людям труда;
- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;
- учить понимать роль семьи, свою роль в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Это можно более успешно осуществить через приобщение детей к народной культуре. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, уважение к своему народу. Опять уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость, которые передавались от поколения к поколению, в том числе и в художественной форме.
Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.
Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых форм: потешек, прибауток, пестушек. С их помощью прививаем детям навыки правильной грамотной речи, эмоционально-окрашенной (“Ладушки”, “Сорока”, “Заинька”, и т. д.).
В более старшем возрасте на музыкальных занятиях дети знакомятся с прибаутками. Прибаутка – смешной небольшой рассказ или смешное выражение, которые потешают детей. Сопровождаются они определенными игровыми действиями, например “Коза” :
– Идет коза рогатая
– За малыми ребятами.
– Кто кашу не ест, молоко не пьет,
– Того забодает.
В среднем дошкольном возрасте начинаю знакомить детей с русскими народными песнями. Детские песенки очень разнообразны по содержанию, музыкальному строю и характеру исполнения. Через одни песни дети знакомятся с разными жизненными и природными явлениями (осенние, весенние хороводы, другие песни несут в себе забаву, игру и являются более любимыми детьми, например «Бабка Ёжка».
Музыкальное творчество очень многожанровое : народные хороводы, русские народные танцы, русские народные песни, игра в оркестре народных инструментов, народные игры с музыкальным сопровождением.
Песня – более сложный фольклорный жанр. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, воспитывать эстетический вкус. Современные физиологи, психологи однозначно доказали благотворное влияние хорошей музыки, а особенно народной на физическое и психическое состояние человека, ребенка. Народные песни чаще исполняем с детьми в хороводе, обыгрывая различными движениями. Разучив песню, предлагаем детям творчески импровизировать в движениях – “как душа просит”. Дети всегда с радостью подхватывают это.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Мелодия хороводных песен связана с конкретным содержанием текста: он призван помочь движению, подчеркнуть его характер. Хоровод является примером массовой хореографии. Здесь все участники должны хорошо знать, какие движения необходимо выполнять в тот или иной момент звучания песни.
Народный танец. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, исцеление, выбор вождей. Танцем выражались моление о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения и жесты постепенно подвергались художественному обобщению. В результате чего сформировалось искусство танца.
Детские народные игры. Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения. Это развлечение, забава и всегда соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Во многих играх поются короткие или длинные песни - игровые припевы, исполняющиеся на простые, доступные каждому ребенку мелодии. Ребенок живет чувствами, что эмоционально окрашивает его жизнь. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. В игре формируются его ум, чувства, способность к творчеству. В игре развивается способность к морально-этическим оценкам себя и других, эстетические вкусы, предпочтения.
Игра на детских музыкальных инструментах. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального эмоционального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
В старшем дошкольном возрасте знакомлю с жанром частушки. Этот жанр очень любим детьми. Через частушку дети учатся понимать шутку, юмор. Исполнение часто сопровождается игрой на народных инструментах : трещотках, ложках и др.
Знакомство с устным народным творчеством осуществляется также через сказку, пословицы, поговорки, загадки. Через сказку дети усваивают нравственные законы народа, примеры истинного поведения человека. Через сказочные образы ребенок впитывает в себя представления о красоте человеческой души. Часто в сценариях утренников используются сказочные русские народные герои.
Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни: «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Делу – время, потехе – час». Загадки очень любимы детьми. Они развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности.
-Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).
Проведение народных праздников и развлечений
Мы планируем проведение фольклорных праздников согласно народному календарю. Осенью - «Кузьминки», «Синичкин праздник», «Капустные посиделки», зимой - «Масленица», весной - «Встреча птиц», «Пасха», «Красная горка». Например, праздник «Встреча птиц» предвосхищает большая работа по ознакомлению с птицами родного края. На занятиях и праздниках используем народные инструменты : свистульки разной формы и звучания, с помощью свистулек дети учатся имитировать пение различных птиц: кукушки, воробья, соловья и др., трещотки, ложки и т. д.
Вся работа с детьми по изучению музыкального фольклора подводит детей к занятиям в фольклорном театральном кружке. Детей наряжаем в народные костюмы, кокошники. Ни один праздник не обходится без игр, где дети учатся общаться друг с другом. В процессе игры развиваются уважение, реакция, терпение, ловкость, находчивость. Через игру дети знакомятся с бытом и нравами русского народа («Никонориха», «Как у нашей Дуни», «Веселая ткачиха»).
Взаимодействие с родителями.
Работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей. С ними систематически проводятся беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».
Часто на музыкальных фольклорных праздниках родители принимают непосредственное участие. Так праздник «День Матери» проводим как фольклорный. Занятия по фольклору не ограничиваются рамками дошкольного учреждения. Ежегодно принимаем участие в различных конкурсах, фестивалях, где дети занимают призовые места.
Народное музыкальное творчество – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. В дошкольном учреждении должны иметь место народные игры. Надо помнить, что народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.
Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества.
В результате своей работы я вижу, как дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, что также отмечают и родители.
Интерес к детскому фольклору возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо.
Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.
Заключение: Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении духовной нравственности. Самореализовать себя как личность, любить свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, песни, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы и творчества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к традициям, праздникам, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Народная игра «А я Масленица»
-А я Масленица,
Я не падчерица,
Со платочком хожу,
К вам сейчас подойду.
Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:
-На плече платок лежит,
Кто быстрее пробежит?
Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
«Завивайся, капустка моя» - закручивание и раскручивание хоровода по спирали. Дети держатся за руки и поют:
-Завивайся, капустка моя, завивайся, зеленая моя (поют, пока не завьется)
-Развивайся, капустка, моя, Развивайся, зеленая, моя! (развивают капустку)
Список литературы:
1. «Сердце отдаю детям», Сухомлинский В. А., издательство «Радяньска школа», 1974.
2. «Народная культура и традиции» Косарева В. Н., Волгоград, издательство «Учитель», 2011.
3. «Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду» под ред. Ветлугиной Н. А., Казаковой Т. Г., М., 1989.
4. «Русский детский фольклор», М. Н. Мельников, «Рус. яз. и лит.» - М. : Просвещение, 1987.