Наталья Ашенкова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
В воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников недопустима даже крупица формализма. Святые темы, имена, даты требуют бережного отношения. Обращение к ним в суете, спешке приносит только вред. Не объем знаний, а уровень их эмоционального воздействия должен стать критерием в работе.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяем предварительной работе. Помогают нам и родители. Мы предлагаем им темы для домашних заданий
• На какой улице находится наш детский сад, ваш дом?
• Почему ее назвали этим именем?
• Какие улицы и площади города знаете?
• Какие памятники и достопримечательные места есть в нашем городе? Проводили с детьми и родителями тематические беседы с использованием
фотографий, иллюстраций. Мы, побуждаем детей, делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. В помощь родителям предлагается литература, материалы папки-передвижки.
На занятиях организуем практическую деятельность детей, например: рисование на темы: «Мой город», «Город моей мечты», «Животные наших лесов». Регулярно устраиваем выставки детских работ, на которых дети сами становятся экскурсоводами - рассказывают о своем городе.
Наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала, являются комплексные познавательные занятия. Эти занятия включают в себя:
Чтение специальной и художественной литературы (мифы, легенды, сказки, сказания).
Использование иллюстрированного материала (альбомов, открыток, иллюстраций, коллажей, картин местных художников, отображавших красоту мордовского края, быт и праздники коренных жителей Мордовии)
Использование фольклора (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы, заклички, этюды)
Ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, фигурное вырезывание, изготовление атрибутов к играм и элементы костюмов, конструирование макетов)
Народные спортивные игры (в том числе, носящие соревновательный характер, динамические паузы, физкультминутки.
Изучая традиции, жизнь и быт мордовских народов, дети усваивают нравственные нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к людям, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и приумножать богатство родной земли.
Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс будет проходить наиболее актуально при обращении к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.
В последнее время наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам. Потребность в этом необходима потому, что происходит возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей. Необходимы условия для осознания ребенком своего места среди людей, в природном и социальном пространстве.
Наша задача пробудить интерес у детей к общению на мордовском языке. Познакомить со сказками, праздниками и традициями мордовского народа. Помочь детям осознать собственную национальную принадлежность. Воспитать в духе уважения к мордовскому народу и его культуре.
Мы знакомим детей с устно-поэтическим и музыкальным фольклором, произведениями поэтов, писателей и художников республики, с детским фольклором, народными играми и забавами, изделиями народно-прикладного искусства и народным костюмом мордвы.
Детям предлагается знакомство с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, с названиями городов и улиц.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Мордовское декоративно-прикладное и изобразительное искусство является одним из важнейших источников. Формирования духовной сферы личности. Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающего поколения не только как продукты человеческой деятельности отдельной эпохи или народа, но и являются показателем развития мировоззрения, идеалов и ценностей конкретного этноса. Данный вид искусства несет в себе типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.
Мордовские игры несут в себе историческую информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Более успешно данная проблема будет решаться, если родители будут всячески содействовать этому, поощрять стремление ребенка к знаниям собственным примером и поступками. Знакомить их с бытом бабушек и дедушек, хорошо знать свою родословную. Наша задача научить ребенка замечать красоту родного края, самобытность мордовского народа, его отличительные особенности, показать, что мордовский народ неотделим от русского народа, что нас связывает много общего в прошлом и в настоящем. Неоценимый вклад в этом направлении несут и экскурсии по историческим местам и по улицам родного города. Мы советуем родителям, в выходные дни старайтесь чаще посещать с детьми выставки, музеи, посещать театры. Все это сближает и сплачивает семью, дети будут видеть, что вы интересуетесь их жизнью, они будут стремиться подражать вам и быть достойными патриотами родного города и республики.
Патриотическое воспитание детей будет не полным без духовно-нравственного воспитания.
Бездуховность - коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа. Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.
Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная - дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.
Некоторые педагоги считают, что ребенок, когда вырастет, сам должен разобраться, какую религию ему избрать и избирать ли вообще, а до тех пор школа или детский сад не должны ничего рассказывать ребенку о Боге. По-видимому, они не знают, что основатель дидактики, великий педагог Я. А. Каменский считал, что "забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства. опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу".
По личному опыту работы можно определенно сказать, что прежде чем
начать знакомить дошкольников с православием, необходимо провести опрос
среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные
основы культуры в дошкольном учреждении.
Мы организовали опрос родителей. Цель опроса: выяснить - хотят ли родители, чтобы их дети изучали во внеурочное время на правах кружка Основы Православной культуры и нравственности. Результат оказался положительным, родители были очень довольны, что детям будут даны уроки православия.
Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия образует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека.
Русская культурная традиция естественно вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательная роль этих ценностей реализуется путем ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, иконописи, духовной поэзии, музыки и пения.
Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство!
Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому надо отбирать литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Стараться придать большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение, для дошкольников является, игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей.
И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.