Юлия Скиба
Конспект игры-путешествия в 5 классе «Дружба, верность и любовь могут творить чудеса. Х. К. Андерсен «Снежная королева»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект игры-путешествия в 5 классе
Цель урока: сформировать у учащихся общемировоззренческие позиции как основу ценностей, качественных характеристик личности, осмысленного восприятия жизни и различных её процессов через понятия Дружба, Верность, Любовь.
Задачи урока:
Образовательные:
научить выделять главное в произведении, изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, обобщать и делать выводы на основе предлагаемого автором повествования с учетом собственных впечатлений.
Развивающие:
Публикация «Конспект игры-путешествия в 5 классе „Дружба, верность и любовь могут творить чудеса, Х, К, Андерсен „Снежная королева“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Дружба. Учимся дружить
- Зима
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
развивать умение логически мыслить, анализировать прочитанное, оценивать литературный материал, обобщать; способствовать развитию речи, логического мышления, памяти, воображения, творческой фантазии, навыков самооценки и самоутверждения; совершенствование навыков индивидуальной и коллективной формы работы учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважение дружбы, верности и к великой силе любви, учить ценить и беречь эти чувства.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма: игра-путешествие
Класс : 5
Ход урока
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Перед тем как начать наш с вами урок, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
Когда я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса, те, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на моё приветствие.
- Согласны? Тогда давайте попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Учитель.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
Объявление темы и целей урока.
1) Беседа
- Сегодня, ребята, мы отправимся в волшебный, загадочный мир, мир сказок. Я думаю, что все вы любите сказки. Сказка всегда рядом с человеком, она учит нас добру и справедливости.
- А давайте с вами вспомним, что такое сказка? (Ответы учащихся) (Сказка – занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях)
- Скажите, какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, сказки о животных)
- Чем отличается сказка народная от литературной? (Ответы учащихся) (Народную сказку рассказывает народ, а литературная сказка написана автором)
- Внимание на слайд. Расшифруйте название сказки и кто её автор, которая приглашает нас сегодня в гости?
СЛАЙД 1
а) Разгадывание ребуса.
Правильно. Мы в последний раз отправимся с вами в сказку Х. К. Андерсена “ Снежная королева”
СЛАЙД 2
2) Определение темы урока
- Ребята, о чём именно сегодня мы поговорим на уроке, вы узнаете из задания, которое я вам предложу. Перед вами 3 синквейна. Дайте правильные ответы и сделайте вывод.
1___
2. сплоченный, единодушный
3. общаться, переживать, выручать
4. доверие укрепляет ее и делает прочнее
5. взаимоотношения
- Определите первое слово синквейна? (Дружба)
-Правильно - это дружба.
1___
2. надежный, стойкий
3. не предавать, хранить, любить
4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга
5. постоянство
- Определите второе слово синквейна? (Верность)
- Правильно – это верность
1. ---
2. беззаветная, бескорыстная
3. обожать, боготворить, страдать
4 испытывать внутреннюю склонность к чему-либо
5. увлечение.
- Определите третье слово синквейна? (Любовь)
- Правильно – это любовь
- Ребята, скажите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (Ответы учащихся)
- Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе, верности и любви.
- Как вы думаете, актуальна ли сейчас эта тема? Почему?
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся)
3. Работа с толковыми словарями С. Ожегова и В. Даля.
- У нас есть ребята, которые заранее подготовили для нас объяснение этих слов при помощи толкового словаря Ожегова и Даля. Давайте послушаем, что они нам скажут. Правильно ли мы дали определение этим словам.
- Зачитайте нам, пожалуйста.
Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.
Верность - преданность, надежность, человек неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия.
Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
- Молодцы, справились с заданием.
- Скажите, правильно ли мы дали объяснение данных слов? (Ответы учащихся)
- Обратите внимание на доску, эпиграфом к нашему уроку, я думаю, подойдут слова Андерсена : “Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти”.
- Скажите, как вы понимаете данное высказывание? (Ответы учащихся)
- Да, королевство главной героини - не простое и попасть туда не так-то легко. Но Герда - смелая девочка. Она решила спасти Кая и доказать Снежной королеве, что дружба, верность и любовь могут творить чудеса. Автор отправляет ее в сказочное путешествие.
- Ребята, я предлагаю вам проследить весь путь нашей героини, и если потребуется, помочь ей. Вы готовы? У мудрого Автора (Х. К. Андерсена) есть ещё и свои условия. Он любит за работу награждать учащихся.
Если будет твой ответ прекрасный,-
Ты жетон получишь красный.
Если твой ответ чуть – чуть похуже –
Жёлтый цвет тобой заслужен,
Если не преодолел преград –
Не получишь ты наград.
Работа по теме урока.
1) Беседа по тексту
- Кто являются главными героями сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева»? (Кай и Герда)
-Расскажите о жизни детей. Какими были отношения между ними? (Найдите и зачитайте в учебнике) (Это были дети из бедных семей; они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра. Отношения между ними были доверительные, дружеские, нежные, заботливые)
- Скажите, что за сад у них был и для чего они его устроили? (Ответы учащихся) (Найдите и зачитайте в учебнике) (Это были деревянные ящики, в которых они разводили коренья для супа и зелень, кроме этого, в горшке росли розовые кусты - розы)
-А кто знает, что обозначает «роза»? (Символ любви, красоты и дружбы)
-Как начинается рассказ о Снежной королеве? Что рассказала бабушка детям о Снежной королеве? (Ответы учащихся) (Она летает по улице в снежной колеснице и заглядывает в окна. И тогда на стеклах появляются ледяные узоры)
- Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? (Ответы учащихся) (Найдите и зачитайте в учебнике) ( Обратите внимание на глаза: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира»)
- Что попало в сердце мальчика? (Ответы учащихся) (В его сердце попал осколок ледяного зеркала Снежной королевы. Он должен был превратить сердце Кая в лед)
- Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? ( Кай изменился в худшую сторону: стал злым, сорвал розы, толкнул ящик ногой, придирался к каждому слову, передразнивал бабушку, Герду и соседей)
- Как Кай оказался во владениях Снежной Королевы? (Ответы учащихся) (Мальчик привязал свои саночки к большим белым саням Снежной королевы, и она унесла его в свой ледяной дворец)
- Что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? (Герда не забыла Кая. Она отправилась на его поиски: села в лодку и поплыла, куда глаза глядят)
- Как вы думаете, что заставило Герду отправиться в такой долгий и длинный путь? (Любовь. Герда очень скучает, не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Отправляется на поиски с чистым сердцем).
- Какими качествами должна была обладать Герда, чтобы так стойко преодолеть все трудности на её пути? (Быть сильной, смелой, верной, преданной дружбе).
- Правильно, недаром, тема нашего урока: «Дружба, верность и любовь могут творить чудеса» (Если человек любит и у него есть верные, любящие друзья, то никакая смерть ему не страшна)
- Представьте, если бы вы оказались на месте Герды. Смогли бы поступить так же, как она? (Ответы детей)
- Сейчас немножко отдохнём.
Физкультминутка
Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём
И снова в дорожку.
Из-за парты тихо встали
И по царству зашагали.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – присесть,
Четыре – встать,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Работа по теме урока
2) Работа в парах
- Отдохнули, а теперь продолжаем работать!
- Ребята, давайте вспомним, какие преграды пришлось преодолеть Герде и составим карту путешествия. У вас на столе лежит разбросанный маршрут Герды жёлтого цвета, ваша задача сложить один за другим те места, где ей пришлось побывать. На это задание вам дается 3 минуты. Вы работаете в парах. (Одна пара работает у доски)
- Время вышло! Сейчас проверим, какая группа была быстрее и правильно сложила маршрут Герды!
-Внимание на слайд.
СЛАЙД 3
( Схема маршрута Герды: 1. дом – 2. река – 3. старушка-колдунья – 4. королевство принцессы – 5. логово разбойников – 6. лапландка – 7. финка – 8. чертоги снежной королевы)
- Молодцы! Все справились! У кого ни одной ошибки? Получите свои жетоны.
- Ребята, мы видим, что много преград на пути Герды, но, несмотря на всё, она преодолевает их. Ведь у неё есть только одна цель: найти и спасти Кая.
3) Игра «Друг или враг»
- Различные герои встретились Герде. В моей «Волшебной коробочке» спрятались персонажи, которые помогали девочке, а есть и такие, которые враждовали с ней. Достаем из коробочки персонажи и называем, какой это герой - друг или враг. За правильный ответ получают жетоны.
Друзья Герды: Кай, бабушка, солнечный свет, воробьи, ласточки, река, Ворон и Ворона, Принц и Принцесса, маленькая разбойница, голуби, олень, финка, лапландка.
Враги Герды: Снежная королева, старуха-колдунья, разбойники, передовые отряды Снежной королевы
- Так кого у Герды больше: друзей или врагов? Почему? (Ответы учащихся) (У Герды больше друзей, чем врагов. Смелая, добрая, любит Кая)
- Правильно! Герда –надежная, смелая, преданная и верная подруга, у нее доброе сердце, а значит – любит Кая. Она решила спасти Кая и доказать Снежной королеве, что дружба, верность и любовь могут творить большие чудеса.
- Каким Герда нашла Кая в царстве снежной королевы? (Ответы учащихся) (Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи) [1, с. 25]
- Скажите, почему Кай не узнал Герду? (Ответы учащихся) (У него было ледяное сердце)
- А что для вас значит «Холодное сердце»? (Ответы учащихся)
- Как смогла главная героиня (Герда) возродить к жизни Кая? (Ответы учащихся) (Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами)
- Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу? (Ответы учащихся) (Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь : бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба : готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека)
- Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках своего друга, названного брата? (Ответы учащихся) (Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая, умела по-настоящему дружить, верить и любить)
Физкультминутка.
- Ребята, я хочу, чтоб вы встали, улыбнулись. Передали своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой добра, теплоты, сказав заветные слова:
Я хочу, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добро
Не станет то, что для другого зло.
Рефлексия
СЛАЙД 4
-Ребята, у вас у каждого на парте лежит кроссворд-тест «Кай и Герда», ваше задание заполнить его, а потом мы проверим, как вы справились. На это задание вам дается 3 минуты. Время пошло.
- А сейчас сделаем взаимопроверку. Обменяйтесь своими листочками с рядом сидящим. Внимание на экран.
СЛАЙД 5
1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы?
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы : снежинка, сосулька, вечность?
3. Владения Снежной королевы : пустыня, чертоги, усадьба?
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака?
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы?
6. Герду к владениям снежной королевы вёз : козёл, олень, кабан?
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож?
- Молодцы, все справились!
Итог урока.
- И так, наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети стали мудрее, повзрослели. Они научились ценить красоту, крепкую дружбу и любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство. Недаром мы взяли к нашему уроку такие слова: “Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти”.
- Ребята, скажите, зачем нам в жизни нужны дружба, любовь и верность? (Ответы детей)
- Каждое из ваших высказываний правильное, для каждого оно свое. Я желаю вам, чтобы в вашей жизни были верные друзья, которые будут с вами рядом и в беде, и в радости. Недаром пословица гласит: «Друг познаётся в беде».
- У вас на парте лежат сердечки, я предлагаю вам написать на обратной стороне те слова, которые, на ваш взгляд, являются главными к нашему уроку.
- А теперь:
- кому урок не понравился – пусть сердечко останется лежать на парте.
- кому урок не очень понравился – поднимите сердечко на высоту согнутой руки.
- а кому урок понравился – поднимите руку с сердечком высоко вверх.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
А так же за то, что упорно и дружно трудились, я дарю вам эти сердца.
Выставление оценок за урок (комментирование)
- Молодцы, вы все сегодня хорошо работали, а в ответ вы получили знания. Я желаю вам, чтоб этот клад знаний вы пополняли на каждом уроке.
- А теперь посчитайте, сколько и каких жетонов вы набрали, оцените себя. Каждый жетон равен 1 баллу.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившимся эпизодам сказки.
СЛАЙД 6