Ирина Казак
Проект «Дождевые черви — ангелы почвы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дождевые черви-ангелы почвы
Проект «Ангелы почвы» в старшей группе «Солнышко»
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире.
В. Бианки
Тип проекта: экологический, информационный, исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы (возраст 5-6 лет, воспитатель данной группы, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный (две недели).
Место для проведения проекта: территория дошкольного учреждения (групповое помещение, участок детского сада)
Публикация «Проект „Дождевые черви — ангелы почвы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Дождевой червяк. Наблюдаем и изучаем с детьми
- Дождь, дождик, тучи
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Актуальность проекта.
С наступлением теплых весенних дней, ребята наводили порядок на нашем участке: убирали прошлогоднюю листву и ветки, вскапывали землю на клумбе. Один из ребят увидел червяка и вытащил его на асфальт, чтобы лучше рассмотреть и понаблюдать. Дети обступили «находку» и начали задавать вопросы. Чем питается червяк, как он дышит, приносит пользу или вред. Кто-то из ребят вспомнил, как с папой ловил рыбу на червяков. А кто-то вспомнил о том, что после дождя на дорожках можно увидеть много червяков, они выползают на поверхность земли. На этом познания ребят закончились. Так начался наш проект «Ангелы почвы». Причем название проекта придумали дети, уже на последнем этапе.
Цель и задачи исследовательской работы.
Расширить представление о дождевых червях в процессе реализации проекта.
Задачи: Собрать информацию по данной теме из разных источников;
Узнать, как дышит и чем питаются дождевые черви;
Изучить особенности дождевых червей и их роль в формировании почвы.
Воспитывать бережное отношение к дождевым червям
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы
Ожидаемый результат:
-первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;
-собранная информация по теме
-сформированные знания детей по теме проекта.
Полученные продукты:
-коллективный плакат о пользе червей и угрозе их вымирания
-воспитанники знают об особенностях строения, передвижения, питании
-воспитанники имеют представление о роли дождевых червей в формировании почвы.
-дети проявляют бережное отношение к дождевым червякам
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
Постановка целей, задач
-подбор информационного и наглядного материала
-подбор художественной и познавательной литературы
-разработка плана реализации
-подбор информационного и наглядного материала
Основной этап
-исследовательская деятельность
-экспериментальная деятельность
-тесное взаимодействие с родителями по реализации плана проекта
Заключительный этап
-подведение итогов реализации проекта
-защита коллективной работы-плаката
-защита плаката (презентация)
Реализация проекта
Беседа о дождевых червях
Чтение сказки «Сказка о дождевом червячке» Татьяна Бабина
Чтение сказки «Сказка о дождевом червячке» Татьяна Бабина-Берестова
Рассматривание строения дождевого червя. Червяк не ровный, состоит из колечек. Посередине колечки соединились в утолщение, поясок. Обычно поясок ближе к переднему концу червя. Он движется той стороной, к которой ближе поясок. Значит там «голова» червя. На голове нет лица. Нет носа, ушей, только рот. Нет глаз, но он видит.
Поместили червя на стол. Одну половину оставили на свету, а вторую затемнили. Червь дополз до границы со светом и повернул в тень. Он различает свет и тень. Дождевые черви ночные жители и яркий свет не любят.
Дышит червяк не носом, а всей кожей. Поэтому важно, чтобы она была покрыта слизью. Эта слизь помогает передвигаться в земле.
Выяснили, есть ли у червяка верх и низ. Повернули на «спину». Снизу червяк светлее, чем сверху. Тут он перевернулся обратно. Червяку не все равно, с какой стороны лежать.
У червяка есть «ножки». На каждом колечке крохотные щетинки. Ими червь отталкивается, чтобы ползать.
Проверили. Положили червя на мокрое стекло. Он извивался, но ползти не может. Щетинкам скользко и не за что зацепиться.
Затем мы узнали, есть ли у червяка обоняние и вкус. На пути червя мы положили листья салата, яблоко и чеснок. Не доползая несколько сантиметров от чеснока он свернулся, явно, избегая его. Выяснили, что благодаря обонянию черви находят себе пищу.
Затем мы решили узнать, есть ли у червяка слух. Пробовали кричать «над ухом» у червя, но тщетно, не реагирует. Этот опыт особенно понравился детям. Но слух червяку заменяет чувство осязания. Только дотронулись до контейнера, где находился червь, он тут же спрятался.
Позже, из источников в интернете мы узнали, что при утрате хвоста червь может отрастить себе новый. А вот новую голову-нет. Из разрезанного пополам червя два новых не получится. Но хвост погибнет не сразу, он будет активен еще около месяца.
Мы остановились на пользе червяков. Самая главная польза-черви создают почву. Без червей земледелие было бы невозможно. Растения, которые растут на полях, питаются минеральными веществами из земли. Со временем минеральные вещества истощаются, и в земле ничего не растет. Даже удобрения не помогут. Конечно же, тут нужны черви. Они пропускают через себя почву, перерабатывают ее и превращают в вещества, доступные для растений. За сутки червь пропускает через себя количество почвы, равное массе его тела.
А еще дождевые черви способствуют прорастанию семян и росту растений. Они прокладывают ходы, через которые могут прорастать корни растений.
Дождевые черви обезвреживают почву от ядовитых веществ. Это настоящие санитары и оздоровители почвы. Сравниться с земляными червями в этой благородной деятельности никто и ничто не сможет.
А еще черви помогают кислороду и воде проникнуть вглубь почвы.
Недаром червей называют пахарями и ангелами почвы.
В старину о плодородии почвы крестьяне судили по количеству червей, живущих на участке. Возделывая землю, червей старались сберечь, знали где их больше, там и урожай овощей, ягод и фруктов будет богаче, а продукты вкуснее! Если исчезнут дождевые черви, то не будет урожая и вкусных продуктов.
На нашем участке есть клумба, где земля очень плохого качества. Ежегодно мы удобряем нашу клумбу, но растения растут плохо. После всего того, что ребята узнали о червях, находят червей и переселяют на клумбу. Делают это с огромным желанием. Прониклись и полюбили червей. Дети нашей группы любят природу и хотят видеть цветущую клумбу. А помогут нам в этом наши ангелы почвы черви.
В процессе проекта мы задумались, что же будет, если исчезнут дождевые черви и как их защитить. Пришли на помощь родители, и этот вопрос осветили в видео, которое приурочили к защите плаката. https://share.icloud.com/photos/048v8nC5ccJ2zyXgFt6dJ-yxw
На заключительном этапе проекта наши ребята рассказали о своей деятельности и показали записанное видео. Ребята старшей и подготовительной группы поблагодарили нас за интересный рассказ об ангелах почвы.
За время проведения проекта ребята нашей группы получили кладезь знаний о дождевых червях.