Ольга Красненькова
Досуг по ознакомлению с праздничным народным костюмом «Русские традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с русским народным костюмом, национальной культурой, традициями и обычаями.
Оборудование и материалы: сундук с одеждой, куклы в русских народных костюмах, мультимедийная установка, презентация праздничных костюмов.
Ход занятия.
Публикация «Досуг по ознакомлению с праздничным народным костюмом „Русские традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2015
Воспитатель и дети одеты в русские национальные костюмы. Воспитатель обращает внимание детей, все сегодня одеты по-праздничному.
Воспитатель: какой сегодня праздник? (высказывания детей)
Далее воспитатель проводит беседу.
Раньше на Руси население было занято в сельском хозяйстве, выращивали зерновые, занимались скотоводством. Труд был очень тяжелый. И праздник либо завершал окончание работ, либо предшествовал следующему важному этапу. Сейчас весна. В деревнях крестьяне готовятся к посевным работам. И наш праздник посвящен этому событию, поэтому мы нарядились, как в старину, в праздничный русский народный костюм. Мы сегодня будем водить хоровод, петь хороводные песни, играть в русские народные игры.
Воспитатель открывает сундук и достает рубахи, сарафаны, юбки, платки, ленты, кокошники.
Воспитатель: все праздничная одежда была очень красочной, украшалась вышивкой, блестками, бисером, шнуром и другими деталями, которых не было в повседневной одежде. Крестьянка должна была уметь делать все6 и шить, и прясть, и ткать, и вязать, и вышивать.
Ребята, давайте посмотрим на экран.
(Слайд №1. Изображение русского национального костюма).
- как вы думаете, кто мог носить такой костюм? (мужчины)
- верно, это мужской крестьянский костюм.
- вспомните, как называется мужская рубашка? (косоворотка)
- откуда такое название? (воротник не в центре, как у обычных рубашек, а сбоку, как бы скошен)
Воспитатель: праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Нарядные узоры вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные – охраняли руки, а наподольные - не давали пробраться злым силам снизу. Крестьяне верили в это и расположению рисунка на рубахе придавалось особое значение.
- а как назывались штаны? (порты)
- а каких цветов порты? (темных расцветок или в полоску)
Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Онучи – это кусок сукна.
- Посмотрите на эту картинку
(Слайд №2 с изображением девичьего костюма)
- Кто здесь изображен? (девушки)
- Во что они одеты? (в сарафаны, на голове у них кокошник)
Кокошники и сарафаны в старину носили и крестьянки и царевны, но у бедных людей они были беднее. У богатых кокошник напоминал корону.
- опишите кокошник (рассказы детей)
- почему нарядный женский головной убор так называется – кокошник?
Кокошник похож на куриный гребешок. Курица гуляет по двору, приговаривает: «Ко-ко-ко» Так курица дала название этому русскому головному убору.
Слайд №3. Головные уборы делились на девичьи и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю закрывала свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Есть такое выражение – опростоволосилась, так говорят о человеке, который поступил неверно, не подумал. А девушки демонстрировали свои волосы: «Девичья коса-всему миру краса». Поэтому девушки носили накосники, венцы, кокошники, ленты, обручи, а женщины – глухие сороки, кики, платки, новойники.
Слайд №4. Посмотрите на костюм женщин южных губерний. Основа костюма – рубаха. Ее носили и мужчины, и женщины, и дети. Она была широкой, украшалась по подолу. Вороту, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом. Юбка называлась понева. (дети повторяют новое для них слово) Поневу одевали поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник» и завершал костюм головной убор.
- а какие украшения носили женщины? (это ушные, шейные и нагрудные украшения)
Делались они из разных материалов со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. К праздничной одежде относились очень бережно, в нарядных сарафанах не садились за стол даже не присаживались на лавку, боялись запачкать или помять. По празднично одежде определяли откуда владелец родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Одежда каждой губернии России имела свой орнамент, цвет, отделку, форму и фасон.
- вспомните пословицы и поговорки об одежде. Дети называют, воспитатель дополняет. (Не одежа красит человека. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Одежда лучше новая, а друг старый. По одежке не суди, по делам гляди. По одежке встречают, по уму провожают. Рубашка износится, а доброе дело не забудется. Сарафан за кафтаном не бегает. С миру по нитке – бедному рубаха. Какова пряха – такова и рубаха.)
Воспитатель: о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст»; о человеке, который ведет себя вызывающе, агрессивно и сейчас говорят: «распоясался».
- какую обувь носили? (женщины носили лапти по будням, а в праздники бескаблучные сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками, а мужчины носили темные сапоги)
Далее дети водят хоровод, исполняют хороводные песни, играют в русскую народную игру «Горелки». Занятие заканчивается чаепитием с пирогами.