Галина Викторовна Архипова
Досуг по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Как хорошо, что есть на земле сказки чудесные эти!»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг в подготовительной группе
«Как хорошо, что есть на земле, сказки чудесные эти!»
Образовательные области: социально – коммуникативное, речевое, художественно – эстетическое, познавательное развитие
Публикация «Досуг по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе „Как хорошо, что есть на земле сказки чудесные эти!“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программное содержание: дать детям представление о жанре сказки, познакомить с особенностями композиции сказок (сказочный зачин, сказочная концовка, троекратные повторы в самом повествовании, вспомнить, что сказки бывают русские народные и авторские, познакомить детей с разными видами сказок (сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки,обратить внимание детей на то, .что в сказке обязательно есть положительные и отрицательные герои, что в сказке всегда добро побеждает зло, развивать речь, внимание, логическое мышление детей, способствовать делать умозаключения в процессе определённого действия.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, волшебное колечко, волшебный клубочек, волшебная палочка, три конверта с заданиями, иллюстрации к сказкам, 10 кругов разного цвета для каждого ребёнка, карточки с заданием по сказке «О рыбаке и рыбке», музыкальное оформление
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное, увлекательное путешествие туда, где Баба Яга на метле летает, где царь Кощей над златом чахнет, где Фея взмахнёт волшебной палочкой, и тыква превращается в карету, мы отправимся в сказку. А поможет нам в этом вот это волшебное колечко, закройте глаза. Ты, колечко, покрутись, дети в сказке очутись. А вот и сказочная страна (на экране) Посмотрите, какая она необычная и манящая. А, чтобы нам было веселее идти по волшебной, сказочной дорожке, давайте споём песенку. Дети под презентацию «Пусть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро», в исполнении В. Толкуновой поют песню «Сказки гуляют по свету».
А вы, любите сказки? А знаете ли их? Сейчас проверим!
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто - то,
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна лягушка) Правильно. Педагог переворачивает к детям картинку.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
(Снегурочка)
Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку,
Он поймал их ни сачком,
А поймал он их бочком!
(Бычок смоляной бочок)
На ночь глядя в лес пошла,
Средь зимы цветы нашла,
В декабре встречалась с летом,
Кто помог девчушке этой?
(12 месяцев)
А теперь скажите, какие из этих сказок зимние? (12 месяцев и Снегурочка) Почему?
Дети: Потому что действие сказки происходит зимой.
Педагог: В мире много сказок грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
А чему нас учат сказки?
Отвечайте без подсказки!
Дети: сказки учат нас быть добрыми, честными, справедливыми, помогать друг другу. А ещё в сказках добро всегда побеждает зло.
Педагог: а ещё говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» Почему говорят, что сказка ложь? Что такое ложь?
Дети: это обман, неправда, враньё
Педагог: А почему же сказки обман и неправда?
Дети: Потому что в сказке происходят события, которых не бывает на самом деле.
Педагог: В сказке есть доры молодцы, посмотрите на экран,
Какие они в сказках? Правильно смелые, честные, сильные, справедливые, защищают слабых.
А ещё есть, посмотрите на экран, правильно, красны – девицы. А они в сказках какие? Правильно, рукодельницы, умницы, красавицы.
Педагог: Да, ребята, сказка – это необыкновенная, волшебная история, которая не может происходить в реальной жизни, но она обязательно поучительна и преподаёт нам урок. Вот, например, (воспитатель показывает картинку, сказка какая? Правильно «Репка», чему нас учит?
Дети: Быть дружными, трудолюбивыми
Педагог: А эта? «Маша и медведь»
Дети: Предостерегает, в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.
Педагог: показывает следующую картинку, «Гуси – лебеди»,
Чему учит?
Дети: Слушай старших, будь ответственным, если тебе доверили младших, не бросай, а следи за ними.
Педагог: Вспомните, какая сначала была девочка?
Дети: непослушная – послушная
Грубая – ласковая
Злая – добрая
Беспечная – заботливая
Педагог: Значит любая сказка заставляет людей стать лучше и добрее. В сказках есть добро и зло (добрые силы и злые силы). Что такое добро? Правильно, это радость, счастье, добрые поступки.
У вас на столе лежат цветовые карточки, как вы думаете, какай цвет добра и зла? (Дети выкладывают)
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
Итак цвет добра:
Почему? (Педагог выкладывает у себя на доске цвета, которые говорят дети)
Дети: белый – цвет чистоты, света, он отталкивает зло
Голубой – цвет неба, воды, свежести, жизни
Жёлтый – цвет радости и тепла
Красный – цвет силы, правды, борьбы со злом
Зелёный – цвет спокойствия и надежды
Педагог: А цвет зла какой?
Дети: Чёрный – цвет злых сил, тёмно – коричневый и тёмно – зелёный – цвет нечисти
Педагог: А волшебства, чудеса могут происходить в сказках? Давайте мы их назовём, а поможет нам в этом наш волшебный клубочек, сейчас он покатится по вашим ладошкам, кому в руки попадёт, тот чудо назовёт. (Дети стоят по кругу под музыку катится клубочек)
Дети: В сказках Баба Яга на метле летает
В сказках избушка поворачивается
молодильные яблоки растут
животные разговаривают
летают на ковре – самолёте
лягушка превращается в прекрасную царевну.
Тыква превращается в карету
Скатерть самобранка сама всех кормит
Герои оживают
Педагог: А сей час сядем рядком, да поговорим ладком
(Дети садятся на ковёр вместе с педагогом)
Есть ещё признаки, по которым мы можем отличить сказку от рассказа.
Это сказочный зачин, сказки почти всегда начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Как начинаются сказки?Да, «Жили – были», «В некотором царстве, в некотором государстве…»
И сказочная концовка,
какими словами заканчиваются сказки? «И стали они жить – поживать и добра наживать…», «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!», «И я там был, мёд,пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
А ещё в сказках есть троекратные повторы : (посмотрите на экран)
Три богатыря
Три желания
Три головы у змея Горыныча
Три сына (старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак
Три девицы под окном
Три дня и три ночи бились они
Тридцать три богатыря
Педагог: Ребята, все сказки разные. Есть сказки о животных, есть волшебные сказки, есть докучные. А какие мы знаем сказки?
Дети: Русские народные, их написал народ, это (называют рус. нар. Сказки, есть авторские, их написали писатели, например, (называют сказку, автора)
Педагог: Ребята, перед нами 3 конверта, которые нам приготовили сказки, давайте их посмотрим, и так первый конверт «Сказки о животных» Здесь картинки с животными, вам нужно вспомнить, как этих животных называют в сказках
Волк – зубами щёлк, Волчок – серый бочок, Волчище – острые зубищи
Лиса – Лисичка – сестричка, Лиса – кума, Лиса Патрикеевна
Медведь – Мишка косолапый, Михайло Потапыч
Заяц – косой, Зайчик- побегайчик
Мышка – норушка
Лягушка – квакушка, лягушонка в коробчонке
Петух – Петушок – золотой гребешок
Ёжик – ни головы, ни ножек
Педагог: А теперь посмотрим, что же во 2ом конверте
Волшебные сказки, почему они так называются?
Дети: Потому что в них происходит волшебство
Педагог: (показывает картинку) что это?
Дети: Хрустальная туфелька (кому принадлежит) Золушке (из какой сказки) Золушка, (кто написал) Андерсен (на экране появляется картинка. Это что? (шляпа и сапоги, кому принадлежат? (коту в сапогах) из сказки Кот в сапогах, (кто автор) Ш Перро (на экране картинка, вёдра, принадлежат Емели, из сказки По щучьему велению, написал народ, корыто, принадлежит старухе из сказки Пушкина, Сказка о рыбаке и рыбке (картинки появляются на экране) А вы помните, что желала старуха? Разложите по порядку желания старухи (дети выкладывают карточки) А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось (дети смотрят на экран и сравнивают правильность задания. И так: (дети называют)
1) Корыто 2) изба 3) столбовая дворянка 4) вольная царица
5) Владычица морская
Педагог: Молодцы, а теперь волшебные сказки нас приглашают поиграть
Речь с движением «Сказка в двери к нам стучится»
Сказка в двери к нам стучится:
То взмахнёт пером Жар – Птицы,
То козлёночком заблеет,
То зарёю заалеет.
То отыщет клад Кощея,
Победит лихого змея,
То промчится в ступе Ёжки
В лес к избе на курьих ножках.
То от яблоньки волшебной
Спелым плодом поманит,
То в глухой чащобе печка
Пирожками угостит.
Сказка, просим, к нам приди –
С нами рядом посиди!
Педагог: теперь посмотрим, что в 3ем конверте. Докучные сказки. Здесь вложена записка: «Расскажи сказку!» Слушайте.
Шёл я как то через мост.
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет.
(педагог рассказывает сказку 3 раза с убыстрением темпа)
Вам не надоело слушать эту сказку? Она потому так и называется докучная, что означает надоедливая. А что вам докучает? ( ответы детей: маленькая сестрёнка, которая всё время плачет, муха, жужжащая над ухом, громкая музыка, игрушки, которые всё время надо убирать, беспорядок в доме, мама, когда ругается
Педагог: Ребята, мы с вами выполнили все задания, теперь вы ещё больше узнали о сказках, но самое главное, вы усвоили, что в сказках добро всегда побеждает зло, а значит, в сказках есть добрые и злые персонажи. А, чтобы победить зло, мы должны знать всех злых персонажей. Становитесь в круг, наш волшебный клубочек опять покатится по вашим ладошкам, к кому в руки попадёт, тот злого персонажа назовёт
Дети: Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Кикимора, Карабас Барабас, Мачеха, Снежная Королева, Бармалей.
Ну а теперь, ребята, давайте все злые слова заменим добрыми (педагог дотрагивается волшебной палочкой до ребёнка, а тот говорит слова противоположного значения)
Чёрный – белый
Жадный – щедрый
Грустный – весёлый
Трусливый – храбрый
Грубый – ласковый
Равнодушный – заботливый
Печальный – радостный
Ленивый – трудолюбивый
Страшный – красивый
Злой – добрый
Ну вот, ребята, нет худа без добра ( дети: добро не умрёт, а зло пропадёт
Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Мы много нового узнали о сказках.
Как хорошо, что есть на земле
Сказки чудесные эти!
Сказку возьмём, вместе прочтём
И про неё пропоём!
Пусть живут вечно сказки
Пусть они дарят людям
Волшебство, справедливость, красоту и добро.
А нам пора возвращаться обратно. Ты колечко покрутись, дети в группе очутись. Понравилось вам наше сказочное путешествие? А чтобы вы о нём не забывали, я хочу подарить вам вот эти замечательные сказки, читайте их, будьте добрее, и никогда не совершайте плохих поступков