Татьяна Алексеевна Лепешкина
Сценарий досуга «Моя малая Родина — Мордовия»
Досуг в старшей группе
«Моя малая Родина - Мордовия»
Цель:
Расширять знания детей о своей малой Родине, о Мордовском народном творчестве.
Задачи:
- закреплять знания детей о Мордовии;
- развивать у детей интерес к культуре мордовского народа;
- развиватьв играх физические качества: ловкость, быстроту, выносливость;
- воспитывать любовь к Родине
- воспитывать уважение к национальным традициям.
Публикация «Сценарий досуга „Моя малая Родина — Мордовия“» размещена в разделах
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материалы к занятию: изображение флага и герба Мордовии, карточки с изображением достопримечательностей родного города, игрушки из дерева, лапти, кукла в национальном костюме, набор элементов мордовского орнамента, магнитофон.
Ход досуга:
Воспитатель:
Милый край! Мордовия родная!
Здесь раздолье рек, лесов, полей.
Для меня нет лучше в мире края
Он мне всех дороже и милей.
-О чём говориться в стихотворении?
-Скажите, вы знаете, что такое Родина? (Ответы, предположения детей)
-А в какой республике мы с вами живём?
Мордовия - наша малая родина. А почему она так называется? (Коренные жители – мордва)
Мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная.
Во всех странах, республиках есть государственные символы. Есть они и у нашей республики Мордовии. Назовите эти символы? (Герб, гимн и флаг.)
Рассматривание герба и флага Республики Мордовия
Слушание гимна Республики Мордовия
Воспитатель: А как называется столица Мордовии? (Ответы детей).
Красив Саранск и величавен
Своею чудной красотой!
Но для меня важней, ребята,
Что этот город мне родной.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Материал: карточки с изображением достопримечательностей родного города.
Игровые правила: дети по очереди берут изображение достопримечательности города и рассказывают о нем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие народы проживают в нашей республике? (Ответы детей).
Верно, в нашей республике дружно живут русские, мордва, татары и представители многих других народов. Их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семьи, дети их вместе ходят в детский сад, в школу. Но у каждого народа есть своя культура, песни, танцы, сказки. Они дошли до нас из глубокой старины. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи, свой родной язык.
Слушание колыбельной песни на мордовском языке
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как появился мордовский народ?
Существует легенда о рождении мордовского народа. И гласит она так. Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька белой, сказочно прекрасной.
Залюбовалась её красотой птица счастья. Она коснулась своим крылом, чудо яблоньки, и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла девица по земле. И там где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, добрый, мудрый, трудолюбивый, хлебосольный.
Мордовский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький мордвин одной ногой к колыбели, другой на пахоте». Дети, а Вы знаете мордовские пословицы и поговорки о труде?
-Труд человека прославляет.
-Умелые руки не знают скуки.
-Кто боится работы, тот станет мастером.
-Работа к рукам не пристаёт.
-Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.
-Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.
Воспитатель: Да, действительно, мордовский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. Но самую трудную работу люди делали сообща.
Наши предки были не только трудолюбивы, но и веселые люди. Они очень любили игры. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве.
Мордовская народная игра «Горшки» .
Играющие делятся на две группы. Дети — горшки, усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин. Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
«Продашь свой горшок?».
«Продам».
После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться руками к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся игрок становится водящим.
Воспитатель: Раньше не было электричества. С наступлением темноты в избах зажигали лучину и под мордовские песни начинали работать. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: делали из ниток кукол своим младшим сёстрам, вышивали, вязали, шили. Красив наряд у мордовочки!
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть изделия мордовского народно – прикладного искусства. Особое внимание обращает на вышивки, их красоту).
Воспитатель: Создавали эти вышивки золотые руки мордовских девушек. В этих вышивках, как и в песнях, отражена поэтическая душа народа. Да, мордовский народ трудолюбив, богат душой, красивыми вышивками, песнями. Надо уметь их любить и беречь.
У вас на столах на тарелочках лежат готовые элементы орнамента, мы будем составлять узор на салфетке.
Дидактическая игра «Собери узор»
Материал: набор элементов орнамента.
Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор методом аппликации.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вастомазонок.