Елена Боровкова
Досуг для детей старшего дошкольного возраста «Образ Бабы-Яги в искусстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг для детей старшего возраста
«Образ Бабы Яги в искусстве»
Составитель: муз. рук-ль Е. В. Боровкова
Цель: Раскрыть художественный образ посредством интеграции музыки с другими видами искусства.
Задачи:
1. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений.
2. Продолжить знакомить детей с произведением П. И. Чайковского «Баба Яга»
Публикация «Досуг для детей старшего дошкольного возраста „Образ Бабы-Яги в искусстве“» размещена в разделах
3. Самостоятельно определять характер пьесы (стремительный, завораживающий, сказочно-страшный).
4. Развивать образное мышление и творческие способности детей.
5. Приобщать детей к изобразительному искусству.
6. Вызвать интерес к выставке рисунков на тему Баба Яга
Предварительная работа: слушание произведения «Баба Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского в разных аранжировках; изображение Б. Я. в рисунках во время свободной деятельности в группе.
Атрибуты: выставка картин, мольберт, мел, элементы костюма Б. Я. (нос, кофта, платок, метла, запись с музыкой («Баба Яга» Чайковский, песня «Бабка Ёжка – костяная ножка» для танца, песня «Я – Яга, Яга, Яга, я лечу, лечу, лечу» для игры)
Ход досуга.
В зал входят дети старшей (логопедической) группы.
Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами встретились в музыкальном зале, чтобы посетить выставку ваших рисунков на тему Баба Яга. Вы уже знакомы с произведением П. И. Чайковского «Бабы Яга» и я просила вас нарисовать образ Бабы Яги такой, какой вы её себе представляете. Большое спасибо, что вы откликнулись на мою просьбу. Посмотрите, какая замечательная выставка рисунков у нас получилась. Все рисунки очень интересные, разнообразные. Приглашаю их рассмотреть.
Рассматривание картин, краткое обсуждение.
Муз. рук: В нашей выставке приняли участие даже взрослые: сотрудники детского сада, ваши папы, мамы, за что мы им очень благодарны. Предлагаю пройти дальше и рассмотреть их. Посмотрите, картины написаны и карандашами, и фломастерами, и акварелью. (Познакомить детей с авторами рисунков)
Ребята, вам понравилась выставка? Как вы думаете, почему среди рисунков просматриваются музыкальные нотки? (Ответы детей) Правильно, потому что Бабу Ягу можно не только нарисовать, про нее можно послушать музыку, спеть песню. Про неё даже шуточные частушки сочинили, вот послушайте:
1. По сказкам знаем мы тебя
Какая же ты старая.
Но очень любим мы тебя,
Какая же ты славная!
2. На метле она летает,
И одной ногой хромает.
Всех детишек веселит:
То пугает, то смешит.
3. Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор,
Отыскала мухомор!
4. Бабка Ёжка на метле
С горочки каталась,
Поломалася метла –
Бабка разрыдалась!
Муз. рук: Вот какие смешные, веселые частушки сочинили про Бабу Ягу. А хотите про неё новую песню послушать?. Тогда, помогайте мне показывать несложные движения и подпевать повторяющиеся строчки. Готовы?
Исполняется песня «В темном лесе есть избушка» (без муз. сопровождения)
1. В темном лесе есть избушка (пружинка, руки домиком над головой)
Стоит задом наперед, (скрестить пр. ногу перед лев, отвернуться, затем обрат.)
А в избушке той старушка (козырек вправо, влево)
Бабушка-Яга живет! (кулачки на поясе, топают ногой) - 2 раза
2. Нос крючком, глаза большие, (показ. нос, затем глаза, соед. б. и указ. пальцы)
Словно огоньки горят, (выброс пальцев из кулачка)
Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)
Дыбом волосы стоят! (показ торчащих волос) – 2 раза
3. Встала Бабка на носок, (ставят ногу на носок, крутят им на одном месте)
А потом на пятку, (ставят ногу на пятку)
Встала «Русскую» плясать, (выполняют хлопок, р. в стороны. ногу на пятку)
А потом вприсядку! (то же с «пружинкой») – 2 раза.
Муз. рук: Молодцы! А теперь присядьте и послушайте музыкальное произведение, в котором русский композитор музыкальными красками рисует образ Бабы-Яги.
Звучит пьеса «Баба Яга» П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра.
Муз. рук: Узнали ли вы это произведение? Кто его автор? В каком исполнении она звучит? (оркестровом) Как музыка рассказывает о Бабе Яге? Какой характер у этого произведения? (музыка тревожная, громкая, страшная, стремительная, звучат низкие басовые звуки)
В начале пьесы мы слышим мелодию марша в нижнем регистре с громкими акцентами, передающий образ хромающей на костяной ноге злой колдуньи.
Затем мелодия переносится в средний регистр, становится громче, стремительней, беспокойней, как будто изображает Бабу Ягу, летящую в своей ступе. Как интересно композитор изобразил сказочный полёт Бабы Яги с помощью быстрых пульсирующих музыкальных звуков.
В конце пьесы 1 часть снова повторяется, звучит также громко, тревожно, а затем успокаивается и затихает.
В этом произведении наша героиня наводит страх, волнение, правда? Но всё же, нам нравится эта музыка, и, почему-то, хочется слушать её еще и еще, согласны? Тогда
сейчас мы еще раз послушаем эту пьесу в исполнении известного пианиста Владимира Михайловича Плетнёва.
Звучит пьеса «Баба Яга» на ф-но.
Муз. рук: Ребята, в исполнении какого музыкального инструмента прозвучала эта пьеса? Вы верно определили, молодцы. На фортепиано мы услышали ту же самую мелодию, но как вы заметили, в исполнении оркестра она звучит более ярко, красочно, насыщенно. Но в любом исполнении эта музыка очень интересна и не может оставить нас равнодушными.
Скажите, а всегда ли Б. Яга бывает такой злой, страшной? (ответ) Конечно, нет. В некоторых русских народных сказках и мультфильмах Баба-Яга выступает, как добрый советчик и помощник. Давайте вспомним их названия (м/ф «Летучий корабль», сказка «Василиса Прекрасная», «Про домовёнка Кузю» и др.)
Ребята, вы знаете, наш современный композитор Татьяна Морозова написала для детей замечательную, добрую, веселую песню и назвала её «Бабка Ёжка». Хотите послушать её и потанцевать?.
Исполняется ритмический танец «Бабка Ёжка – костяная ножка!» (по показу муз. рук-ля)
Муз. рук: Мы и пели, и плясали, но еще не поиграли! Только чтобы поиграть, надо Бабку Ёжку звать!
Вот здесь у меня лежат элементы костюма Бабы Яги. Ну-ка, я примерю нос, теперь платок, кофту с заплатками, возьму помело. Ну, чем не Баба Яга? Вам нравится?. Музыку включаем – играть начинаем!
Дети образуют круг.
Проводится игра «Я Яга, Яга, Яга, я лечу, лечу, лечу!»
Муз. рук: Вам понравилась игра? Теперь садитесь, отдохните, и на мольберт мой посмотрите. Наша увлекательная встреча подходит к концу, но на прощание я предлагаю вам нарисовать для Бабы Яги новый дом на курьих ножках. Я буду рисовать мелом, а вы внимательно смотрите, запоминайте, а потом нарисуете такой дом в группе карандашом. Рисуется он очень быстро и легко.
Проводится мастер-класс.
Муз. рук: Вот какая оригинальная избушка у нас получилась. Нравится? Я думаю, что теперь любой сможет нарисовать её сам. Желаю вам успеха. До новых встреч, ребята!
Досуг для детей старшего возраста
«Образ Бабы Яги в искусстве»
Составитель: муз. рук-ль Е. В. Боровкова